Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:



Главная arrow Приложения arrow «Примавера» и экстатическая формула произведения искусства страница 2

«Примавера» и экстатическая формула произведения искусства страница 2

бытия на каждой новой пространственной ступени — временной иерархии. Различные уровни реальности художественного Универсума определяют ступени преображения, трансформации образов. Подземный мир (который должен был быть представлен фигурами четырех рек Аида) преображался в мир природный (ознаменованный фигурами Утра, Дня; Вечера, Ночи), далее в мир «космического ума» и «мировой души» — фигуры Лоренцо и Джулиано Медичи, и, наконец, в духовный мир, который должен был быть представлен уже не скульптурой, а живописью. Движение шло, нарастая и захватывая пространство от нижних скульптур к фреске, подобно потоку, реально «выходя из берегов» стены и преображая весь мир в поток экстатической энергии. Итак, у Микеланджело кульминационный переход был дан при помощи резкой смены материала (от объемной скульптуры к бесплотной живописи). У Боттичелли также действие развивается, постепенно «выходя из себя». В правой части «Примаверы» ветер и две нимфы (Зефир, Хлора, Флора) образуют первую триаду, построенную так, что Зефир, объединяясь с Хлорой, преображает ее во Флору — богиню цветов, а бурное движение Зефира и нимфы сменяется плавным шагом Флоры. Холодные цвета заменяются теплыми, и земной мир первой триады преображается в танец трех граций, знаменующих мир красоты душевной. Кульминационный скачок преображения оформляется контрастом движения и спокойствия, разомкнутости и замкнутости, богатством и плотностью тканей Флоры и просвечивающими драпировками граций. Скачок к следующей ступени бытия — космическому уму, Меркурию (крайняя фигура слева) и к миру запредельному — Венере, дается переводом первого, более светлого плана к насыщенному пурпурными цветами плану Венеры. Все группы и фигуры связаны в своих метаморфозах единым гибким ритмом, участвующим в этих чудесных перебросах и смягчающим, снимающим бурную драматическую патетику пафосного письма. Боттичелли впервые в живописи разработал такую точную и глубокую композицию формулы экстаза на разных уровнях художественной реальности, но не в «грозе и буре», как позднее Микеланджело и другие (например, Пиранези), а в тихом дуновении лирического волнения. В свободном обращении с фигурами, их сочетаниях с  пейзажем можно увидеть приемы внутреннего монолога.

Древний мир и античность не знали подобного типа образности. Единственным далеким прообразом могут служить египетский рельеф «Плакальщицы» (ГМИИ) и фреска из гробницы вельможи Узерха (XIII век). В них разработано постепенное преображение фигуры, знаменующее собой внутреннее переживание исполняемой ими мелодии. Интересны перепады ритма и полифоническая разработка темы (действие развивается в двух планах и, когда на первом плане оно как бы гаснет, затем вновь подхватывается и возносится далее фигурами второго плана). Этот прием применял Боттичелли в поздних работах, когда действие живых фигур соотносил с движениями фигур на барельефах (например, «Клевета»). Но в этих приемах нет самого главного — нет пафоса преображения, «выхода из себя». Возможно, что зародышем такого типа образности была так называемая катастрофическая динамика ранней античности, когда борьба героев переводилась словесной тканью произведения в борьбу космических стпхпй, одно порождало другое или пожирало,
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.