Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:



Главная arrow Приложения arrow «Примавера» и экстатическая формула произведения искусства страница 1

«Примавера» и экстатическая формула произведения искусства страница 1

В основе построения столь совершенной композиции Боттичелли, как «Прима-вера», лежит некая универсальная формула. Этот тип построения композиции присущ и трагедии, и картине, и сонате. «Формула экстаза», как называл ее С. Эйзенштейн. Мысли на эту тему возникали у самых разных исследователей. Приоритет здесь принадлежит советским исследователям (за рубежом «модусами композиции» занимался Р. Фрей). Наряду с Эйзенштейном, для которого тема экстаза была ведущей, глубоко характеризовал универсальный смысл построения такого рода композиции А. Лосев, расшифровав содержание идей Аристотеля о трагедии. Формула экстаза присуща трагедии органически, так как в ней кенозис и арпаге мирового единого выводят зрителя в иной масштаб мировосприятия. Основой построения драматургии экстаза является именно этот выход из себя в «иное», несравнимо более глубокое. По-видимому, в этом проявляется очищающее, благотворное действие  искусства — катарсис.

Этот скачок в невозможное оформляется мастерами по-разному. Прежде чем обратиться непосредственно к драматургии пластических искусств, скажем несколько слов о форме построения классической сонаты. Структура ее композиции хорошо изучена, но, насколько нам известно, сходство этой формы с приемами построения классической трагедии в указанном выше смысле не было отмечено. Форма сонаты, как она сложилась в гомофонной музыке XVIII — XIX веков,— это форма аристотелевской трагедии, или формула пафоса, где «выход из себя» дается в развитии тонально неустойчивым построением (обычно в изложении септаккордами), уходом в далекие тональности и так далее. Резкая смена гармонии в разработке (а до того контрастное сопоставление тональностей при изложении главной и побочной партий) и создает динамику «смерти — воскресения», то есть особого рода напряженную диалектику формулы экстаза.

У Эйзенштейна в «Броненосце «Потемкине» движение нарастает, постепенно «выходя из себя» и все убыстряясь. Казалось бы, предел катастрофы — несущаяся вниз по ступеням к гибели коляска с ребенком. Но сцена здесь еще не выходит за рамки «естественного», и кульминацией должно явиться «чудо», скачок в иной план — мраморные львы, ранее мелькавшие в кадрах, вдруг срываются со своих мест и несутся в общем движении. Этот перенос, скачок в невозможное — основа патетики. Он должен быть дан, по ]>шсли Эйзенштейна, быстро, «на подсознании». В живописи этот переход «на подсознании» может оформляться по-разному. Также и «выход из себя» находит у художников разное выражение. Возьмем сначала для примера капеллу Медичи Микеланджело, мастера, с которым внутренне связано искусство  Боттичелли.  Патетическое  письмо  мастера  выражается  в  преображении
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.