Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:



Главная arrow Приложения arrow «Пан» Синъорелли и «Примавера» Боттичелли страница 1

«Пан» Синъорелли и «Примавера» Боттичелли страница 1

«Примавера» Боттичелли и «Пан» Луки Синьорелли были написаны для кружка Медичи и находились в вилле Кастелло. Но, видимо, «Пан» был написан не для Пьерфранческо Медичи, а для самого Лоренцо Великолепного и представлял «титульное божество» Козимо Медичи. Пан был символом природного всемогущества, то есть всемогущества Медичи. Иконологически «Пан» Синьорелли разработан почти так же хорошо, как и «Примавера». Известно, что Пан был сделан «богом семьи», как нимфа Амбра стала местным божеством — покровительницей виллы Поджо  а Кайано,  которой Лоренцо  Медичи посвятил    специальную    пастораль миф, так как с точки зрения гуманистов вилла должна была иметь такое божество. Были разработаны и условия расположения виллы в пейзаже. Природные символы были в ходу и также хорошо продуманы. Сложнейший цикл таких символов, объемлющих «универсальную мифологию» природы, представлял собою рельефный фриз портика виллы Поджо а Кайано.

«Пан» Синьорелли был написан позже «Примаверы» и как бы в противопоставление ей (аполлонической любви «Примаверы» противостояла сатурническая «Пана»). Но это был иной художественный контраст, чем в вилле Веспуччи, где религиозным картинам Боттичелли, развешанным в одной комнате, противостояли в другой комнате бурлески Пьеро ди Козимо.

«Жесткий» стиль Синьорелли подходил к данной вещи с ее особой драматической поэтикой. Здесь античный мотив несчастной любви иконографически напоминает традиционный «санкта конверсационе», композиция статична, и ее основные линии идут по взглядам персонажей, которые скрещиваются вокруг нимфы, но взгляды не встречаются, а убегают друг от друга, как и у Леонардо в «Мадонне в скалах». Стоящие на троне мудрец и юноша, играющий на флейте, знаменуют две духовные силы, основные атрибуты Универсума — философии и музыки. Этот аккомпанемент божеству претворяет тему картины в миф о «счастливой Аркадии» (в дальнейшем разработанный Пуссеном). Прием обрамления композиции двумя стоящими фигурами, символизирующими противоположные начала в духовной жизни, использовал и Леонардо в «Поклонении волхвов».

Если Пан — божество Медичи, то две фигуры — старик и пастух — должны представлять желание тех высших радостей созерцательной, естественной жизни — «оциум рустике» («отдых на лоне природы»),—о которых мечтал и писал в своих стихах Лоренцо Великолепный, особенно незадолго до смерти, то есть в 1490—1492 годах, когда и была написана картина. Обнаженные крестьяне вокруг Пана — эти «друзья богов» — знак той же мечты Лоренцо о буколической жизни. Но они похожи и на фигуры, знаменующие историю — «анте легем» — в религиозных композициях Синьорелли в Орвието, как и фигуры юношей в «Мадонне Донни» у Микеланд-жело. В этом смысле картина развивает тему всемирной истории. «Вещи» в картине Синьорелли также имеют символический подтекст, они особым образом выбраны и ритмически оформляют «силовые линии» композиции. Рога у Пана «дематериализованы», и их заменяет сама луна; Пан в звездной небриде (небо), а его флейта с семью отверстиями — знак гармонии семи сфер. Цевница в другой руке — символ «великого года» и знаменует собой весь физический цикл Универсума. Флейты сближены с посохами, и таким образом каждый персонаж как бы держит в руке знак несчастной любви Пана к нимфе Сиринкс, которая изображена на переднем плане. Пан не смотрит на аккомпанирующего ему юношу, но поднял глаза на нимфу, оставшуюся равнодушной к его любви, когда, преследуемая им, она обратилась в тростник, из которого Пан в утешение себе и сделал флейту. Таким образом, тема картины Синьорелли — сила любви, что соответствует и теме «Примаверы», но в отличие от Боттичелли в «Пане» любовь драматична. Прямым знаком этой драматичности служит сидящая в глубине нимфа, изображенная в типичной позе
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.