Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:



Главная arrow Примечания arrow Примечания к Гл 5

Примечания к Гл 5

Глава пятая

Поздний период творчества

1. Библейские интерпретации «Покинутой» см.: A. Venturi. Tesori inediti dell'Arte a Roma. Milano, 1926. Гамба, придерживаясь библейской интерпретации, считает, что сюжет «Покинутой» взят из истории Эсфири. По его мнению, «Дерелитта» — декорация одного из двух «кассони», исполненных в мастерской Боттичелли (см.:   С. Gamba. Botticelli. Milano, 1936)! См. также:     R. Eisler. L'Abandonnee de Botticelli.—«G.B.A.», 1936, Janvier; E. Wind. The subject of Botticelli's Derelitta,—«J.W.C.I.», 1941 (IV). В   противовес   гуманистической  концепции  Пикколи   (см.:   R. Picolli. Veritas Derelitta.— «Burlington Magazine», 1930 (LVI)    Лессер    утверждает, что     «Дерелитта» — знак христианской души,  обреченной  на  смерть (Е. Lesser. La Derelitta. «Burlington Magazine», 1936 (LVI).

2.    См. также: /. Botoz-Antoniewicz. Das Ratsel der Derelitta.— «Bulletin de L'Academiedes sciences de Cracovie», 1905 (VI); Fr. Landsberger. Trauer um den Tod. Savonarola's   Zur Deutung des Derelitta  Bildes.— «Leitschritt,    fur    Kunstgeschiche»,     1933, p. 225.

3.    См.:    L.  Volkmann.  Iconografia dantesca,  le rappresentazioni   figurative della divina Comedia. Firenze,  1908;  C. Ricci.    La Divina Commedia illustrata nei luoghi e nelle persone, 3 vol. Milan, 1931; P. Schubring. Illustrationen zu Dantes Qottlicher komodie. Zurich, 1931; N. LingarelU et P. D'Ancona. La divina Commedia. Bergamo, 1934.

4.    Видимо, к 1483 году относится портрет Данте Боттичелли  (Швейцария, коллек ция Мартин Бодмер), написанный   на  холсте   (именно  в   это  время  художник писал на этом материале). Об интарсиях по рисунку Боттичелли см.: F. Arcangeli. Tarsie (coll. «Quaderni d'arte»). Rome, 1943.

5.    Наиболее полный обзор и разбор иллюстраций см.: Y. Batard. Les dessins de Sandro Botticelli pour la Divine Comedie. Paris, 1952.   На     русском языке   наиболее     полный  анализ  иллюстраций    Боттичелли  смотри   у  С.  И.  Козловой,   в   сборнике «Данте и всемирная литература». Москва, 1967  (здесь же приводится вся необходимая библиография), а также: В. Гращенков. Рисунок мастеров итальянского Возрождения. М., 1963.

6.    Б. Бернсон.  Рисунки  Боттичелли.— «Боттичелли».  Сборник  материалов  о  творчестве. М., 1962, стр. 77.

7.    Разбор цикла Пьеро ди Козимо см.: Е.  Panofsky.   Studies    in    iconologv.    Oxford 1939.

8.    Джорджа Вазари. Указ. соч., т. III, стр. 64, 65.

9.    «Благовещение»  (ГМИИ) и «Св. Иероним» со «Св. Домеником»  (Эрмитаж) иден тифицируются   со   створками  складного  полиптиха,     заказанными    Боттичелли Франческо дель Пульезе для «Страшного суда» фра Анджелико  (см.:     V. Lasareff. Op. cit.; Государственный Эрмитаж. Каталог живописи, т. 1. Л.,  1958. С. Воet G. Mandel. L'Opera completa del Botticelli. Milano, 1967.

10.    Дж.-К. Арган. Сандро Боттичелли.— Сб. «Боттичелли», стр. 49.

11.    Б. Р. Виппер. Статьи об искусстве. М., 1970, стр. 283.

12.    В это время воображением живописцев овладевают образы сатанинского мира. Возникают исчадия ада  Босха,    Нитхарта-Грюневальда,    Шонгауера,    драконы Леонардо и его паукообразные военные машины, злобные уроды   и    жестокие воины; изображаются пляски смерти, шабаш ведьм  (один из рисунков шабаша приписывался прежде Боттичелли). Интересные мысли в связи с происхождением и интерпретацией этих явлений см.: У. /. Baltrusaitis. Le Moyen Age fantastique. Paris, 1955; E. Battisti. L'antirinascimento. Milano, 1962.

13.    Цит. по кн.: Паспвале Виллари. Джироламо Савонарола и его время, т. II. 1913, стр. 225.
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.