Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:



Главная arrow Примечания arrow Примечания к Гл 4

Примечания к Гл 4

Глава четвертая

Расцвет творчества

1.    Предисловие И. Даниловой к кн.:  «Боттичелли».  Сборник материалов  о творчестве. М., 1962, стр. 10.

2.    П. Муратов. Образы Италии. М., 1911—1912, стр. 174.

3.    Л. Вентури. Искусство Боттичелли.— «Боттичелли». Сборник, стр. 29.

4.    Н. Home. Op. cit.

5.    Charles Dempsy, Mercurius Ver. Op. cit. См. также: F. Wickhoff. Op. cit. (он связывает «Рождение Венеры» с анонимной поэмой II—III веков Pervigilium Veneris); связь образа картины с Сямонеттой Веспуччи отмечают: A. Schmarsow. Sandro Botticelli. Dresden, 1923; W. Bode. Botticelli. Berlin, 1921. Связь с Полициано и античными авторами (особенно с «Метаморфозами» Овидия — глава II, 27, и «Фастами» — глава V, 217) подчеркивается большинством исследователей, например: Н. Ноте. Op. cit.; A. Warburg. Sandro Botticelli Geburt der Venus und Fruhling. Leipzig, 1893; E. Ripley. Botticelli. London, 1960. Связь с кругом идей флорентийской академии разработана в работах: Е. Wind. Op. cit.; R. Salvini. Tutta la pittura del Botticelli. Milano, 1958; E. Gombrich. Op. cit.; A. Ferruolo. Op. cit.; G.-C. Argan. Op. cit.

6.    Полициано. Стансы на турнир.— Цит. по кн.:   Т. К. Кустодиева. Сандро Боттичелли. М., 1971, стр. 40.

7.    Гомер. Гомеровы гимны. Гимн к Афродите. Перевод Д. П. Шестакова, стр.  157.

8.    В отличие от Боттичелли миф об увечье Урана рассматривался в кружке подробно. Он был поставлен в ряд с рассечением тел Озириса, Аттиса, Диониса —все это входило в орфическую премудрость, где Единое спускается к многому, как бы рассекает себя на куски, подобно указанным богам умирающей и воскресающей природы. Созидание есть космическая смерть Единого и воскресение многого через это Единое. Такую тему развивали в кружке, опираясь на многочисленные  античные  тексты   (Прокла,  Плутарха и других).  Эти представления сыграли свою роль в произведениях Полициано и в известной мере у Боттичелли,  хотя  он  прямо   не   изображает   увечья   Урана,   тогда  как   Полициано   его описывает.  Все-таки,  видимо,  надо  сближать  поэзию  Полициано  с  живописью миниатюристов — иллюстраторов  двух  ватиканских кодексов, где рождение Венеры скомбинировано    со сценой   увечья   Урана.    (Кодексы    XV века    см.: Е. Wind. Op. cit., p. 136).

9.    Данте. Божественная комедия. М.— Л., 1950, стр. 263.

10.    На   мифологическое   значение   раковины  указывает   Франкастель (P. Francastel. Peinture et la societe).

11.    См.: Н. Hess. Naturanschauung der Renaissance in Italien. Marburg auf Lahn,  1924.

12.    У Тициана тема безобразного и идеального    в картине    «Наказание    Марсия» также решается в духе преображения уродливого через страдание и последующее   наслаждение   аполлонически  прекрасным.   Композиция  у  Тициана   также строится по круговым символическим планам и в этом смысле тоже далека от античности.   (Г. С. Дунаев.  О  принципах композиционного построения  в  эпоху Ренессанса.— «Вопросы художественного образования»,  1975 г., вып. XIV.)

13.    См.:   Е. Steinmann. Die sixtinische Kapelle. Munchen,  1901—1905; A. L. Frothingam. The real title of Botticelli's Pallas.— «Journal of the archeological  Institute of America»,  1906  (XII); E. Gombrich, Op. cit.;  W. Welliwer. Op. cit.;    A. Chastel. Op. cit.; H. Home. Op. cit.; R.  Wittkower. Transformations of Minerva in Renaissance imagery.—«J.W.C.I.», 1938—1939 (II).

14.    Интерпретации картины различны. Боде связывает образы картины с Симонеттой и Джулиано.    Связь    с идеями    флорентийской    академии    подчеркивают: Е. Gombrich. Op. cit.; N. Robb, Neoplatonism of the italian Renaissance. London, 1935. Связь    с    литературными    источниками    разбирает Е. Wind. Op. cit     «Архетип Ниобы» и связь с образностью Козимо Тура 5гсматривает       Е. V. Palm.   Botticelli and Cosimo Tura.— «G.B.A.», 1944, XXV.

15.    Близкой репликой  «Мадонны с гранатом» является тондо  «Мадонна, кормящая младенца, со св. Иоанном и ангелом»   (1487;  Лондон,    Национальная галерея). Наиболее  интересная  реплика  в  Берлине   «Мадонна  с  младенцем  и  семью  ангелами»   (1490), где  ангелы держат семь свечей Апокалипсиса.    Они близки по рисунку к иллюстрации XXIX песни    Чистилища,    где тоже изображены семь ангелов. В берлинской мадонне    появляется    архитектура,    близкая    к алтарю Варнавы, и два ангелочка над богоматерью в арке, по типу «Примаверы», где Венера также окружена семью божествами, и ее неподвижность противопоставлена выразительным жестам других фигур. В берлинской мадонне ангелы колышатся как пламя свечей, которые они держат,    и их нервный,    пульсирующий ритм  особенно  выразителен на  фоне  архитектуры,    построенной    по  сложным перспективным   законам.   Знаток    перспективы    Керн    посвятил    специальную статью перспективному построению круглой формы в этой картине. Он считает, что здесь Боттичелли опередил в научном отношении всех своих современников, и предполагает, что в это время мастерская Боттичелли была ведущей в Италии по разработке математической перспективы.  С. I. Kern. Eine perspektivische Kreiskonstruktion  bei   Sandro  Botticelli.— «Jahrbuch  der  Koniglichen  press.  Kunstsammlungen», 1905. Были, правда,  высказаны сомнения в  отношении математического таланта Боттичелли  (Яширо), так как в других вещах мы не находим особой увлеченности специально перспективными задачами. Однако надо помнить, чтосовременники почитали Боттичелли как одного из самых крупных перспективистов. Необходимо отметить, что Боттичелли пользовался перспективой всегда в художественных целях и потому часто нарушал те или другие ее правила.

16.    «Благовещение» в собраниях ГМИИ исследовано В. Н. Лазаревым  (см.:     V. Lasareff. An unnoticed Botticelli in Petersburg.—   «Burlington Magazine»,  1924  (XLIV).
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.