Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:



Главная arrow Примечания arrow Примечания к Гл 2

Примечания к Гл 2

Глава вторая

«Примавера»

1.    См.:  Е.  Gombrich. Botticelli's mythologies.—«J.W.C.I.»,    1945     (VII);    A.  Ferruolo. Botticelli's Mythologies...—«The Art Bulletin», 1955 (1); E. Wind. Pagan Mysteries in the Renaissance. New Haven, 1938. Викхов в своей литературной интерпретации опирается на произведения Фуль-генция. связывая «Примаверу» с традицией «мениппеи». (F. Wickhoff. Die Hoch-zeitsbilder Sandro Botticellis.—«Jahrbuch der preussischen Kunstsammlungen», 1906 (XVII).

2.    См.: Р. Francastel. La Realite figurative. Paris, 1965.

3.    Там же.

4.    В связи с тем что Боттичелли был уже хорошо известен и исполнял официальные заказы Медичи, ему было поручено создать картину на эту тему. «Примавера» предназначалась кузену Лоренцо Великолепного и ученику Фичино Ло-ренцо ди Пьерфранческо Медичи, которому была подарена вилла Кастелло, где п находилась «Прпмавера» в соседстве с «Рождением Венеры» и «Палладой и кентавром». В. Веспуччп помог ему получить заказ. Он же мог быть и одним из составителей программы наряду с Марсилио  Фичпно и Бруно  Нальдп.

5.    Не отличались фантазией и другие заказчики. Известно, что из  «Рождения Венеры»   Боттичелли   копиисты   выбросили   Зефиров,   нимфу    и    пейзаж,   оставив только одну Венеру, что говорит о прямолинейности пластического мышления потребителей живописи того времени. В «Примавере» же Зефир и нимфы даже более выразительны, чем сама  Венера, что явно  говорит    о  самостоятельности Боттичелли в трактовке темы.

6.    В  таком же плане изображают трех граций Франческо Косса   («Торжество Ве
неры», роспись палаццо Скифанойя в Ферраре),  Рафаэль   («Три грации»,  Шантильи. музей Конде)   и другие. Наиболее живое изображение  этой темы встречаем у Лоренцо Гиберти в сцене «История Иакова»   (Третьи двери флорентийского    баптистерия).      В    решении    группы    Гиберти    шел    к    гармоничному соединению ракурса, движения и уравновешенности. Но его рельефу бесконечно далеко до совершенства трех граций у Боттичелли. Фигуры Гиберти слишком тяжелы для легкого  танца,  ткани  скрывают красоту форм  тела,  они  слишком плотны и падают широкими складками, мешая танцу, что создает противоречивое  впечатление,  сковывает композицию.  Главная  черта  граций   Боттичелли — это их неповторимое слияние в полное единство благодаря ритмичности жестов, которые у Гиберти характеризуют каждую фигуру в отдельности.

7.    Так, в медали Марии Полицианы для темы «Постоянство и Согласие» использована та же самая помпеянская схема. Это лишний    раз    доказывает    слабость пластического мышления гуманистов. Поэтому, надо думать, совершенно новое решение Боттичелли, которое соответствовало в искусстве революционности их мысли, вряд ли было ими по-настоящему оценено. Но если в отношении пластики Фичино и Пико делла Мирандола довольствовались посредственной помпеянской схемой, то в своих мыслях они так же творчески понимали трех граций, как Боттичелли в живописи. Фичпно, на основании изучения античной философии, создал новую схему, построенную по принципу диалектического триединства, символом которого были три грации. Свою виллу в Карреджи он посвятил трем грациям, и, согласно ренессансному методу мышления устанавливал связь граций с планетами.

8.    Кроме  античной  схемы изображения граций,  существовала  еще и готическая, где они изображались в сильном движении, которое напоминает танец, и взявшимися   за  руки,  например   «Любовные  шахматы»   (Париж)   и   «Иероглифика» Пьера Валериано. К этой схеме приближается Корреджо в своих трех грациях (Камера дн Сан-Паоло в Парме). Но Боттичелли далек от этой традиции так же, как и от гуманистической.   В обеих   тенденциях   ритм   не   является   ведущим художественным  принципом  и не  достигается  того  «единодушия»    в  композиции,  равенства  всех  трех  при  отсутствии  субординации,   как   в    «Примавере». Так, средняя грация на медалях изображалась в наиболее величавой позе, получающая — в  более  свободной,  и  возвращающая — наиболее  свободной.  Боттичелли добился такого слияния трех   воедино,   как   принципа   бытия,   которого достиг в античности только  Фидий в  трех  «Парках»    Парфенона.    Боттичелли сумел в новую эпоху создать столь же гармоничное и классическое произведение, как и великий скульптор Эллады.

9.    Сейчас более или менее твердо установлено родство  «Примаверы»  с полициановскнмп  «Станцамп   на  турнир»    и  трактатом   Фичино    «О   любви».   Между тем полного совпадения, которое находит Ферроуоло, между этими тремя авторами в действительности не существует. Варбург, Винд и Гомбрих отмечают большую близость Боттичелли к литературным источникам античности. (Большой список литературных источников дается в работе: Charles Dempsy Mercurius Ver. The sources of Botticelli Primavera.—«J.W.C.I.», 1968 (XXXI). Интерпретации сюжета также довольно разнообразны. Аллегорические толкования «Примаверы» в связи с природой, политической и семейной жизнью см.: W. Welliver. The Meaning and Purpose of Botticelli's «Court of Venus» and «Mars and Venus».— «Art quarterly», 1970, winter; B. Marrai. La Nascita di Venere e la Primavera del Botticelli. Pistoia, 1908; /. P. Richter. Lectures on the National Qale-ry. London, 1858). Интерпретация с Симонеттой и Джулиано см.: /. Mesnil. Botticelli. Paris, 1938; Симонетта в виде Венеры: A. Venturi. Storia dell'arte italiana, vol. IX Milano' 1928—1934. Олицетворение благополучия семы: Торнабуонп см.: К. Stillman. Vecchi maestri italiani,   1890. Симонетта, изображенная три раза в виде Флоры,    Хлоры    и    Венеры.     (См.: Jacobsen. Allegoria della Primavera di Botticelli.— A.S.D.A. 1897). Симонетта в виде Флоры и грации слева в танце    с Элеонорой неапольской и Альбиерой.    (См.:      G. Arciniegas. Come nacque la Primavera.— «Conferenze dell'As-sociazione Culturale italiane», fasc. X, 1963). Четыре зимних месяца видит в изображениях персонажей «Примаверы» Е. Баттисти (Февраль — Зефир, Сентябрь — Меркурий): Е. Battisti, II «Ciclo delle Stadgione»...— «Le Vie d'ltalia», 1954, aprile. К «импрессионистической» группе интерпретаторов отнесем: В. Supino. S. Botticelli. Firenze, 1900; Е. Gebart. S. Botticelli. Paris,  1907; /. Cartwright. Life S. Botticelli. London, 1904.

10.    Сочинения П. Овидия Назона все, какие до нас дошли, т. III. M., 1874, стр. 91, 92.

11.    См.:   P. Francastel. Peinture et la societe. Paris, 1966.

12.    N.-A. Patillo. Botticelli as a colorist.—«The Art Bulletin»,  1954  (XXXVI).
 
Благодарим:
Самая подробная информация частный сад краснодар у нас на сайте.

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.