Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:



Главная arrow Примечания arrow Примечания к Гл 1

Примечания к Гл 1

Глава первая

От ранних мадонн к «Примавере»

1.    Джордже Вазари. Указ. соч., стр. 525.

2.    Там же.

3.    Голдсмит  Филиппе  отдает  Боттичелли  гравюры    «Христос  перед  Пилатом»  из ателье Б. Балдини, «Жизнь Марии и Христа» и «Успение» из ателье К. Росселли.    (См.:    Goldsmith Phillips. Early florentine designers and engravers. Cambridge. 1955).

4.    В листе гравера Мазо Финигуэрра  «Триумф Вакха    и    Ариадны»     (1460—1462) появляются развевающиеся одежды,  мимика,  танцующие  фигуры,  характерные затем для Боттичелли. Формы лишены тяжести и какого-либо стандарта.   (См.: N. Home. Alessandro Filipepi commonly called Sandro Botticelli. London,  1908).

5.    Джорджа Вазари. Указ.   соч., стр. 531. Вазари называет балдахин Ор-Сан-Микеле, который не^ сохранился.    Не  сохранились и драпировки,    исполненные для креста, который должны были нести в процессии в Санта-Мария Новелла.

6.    Так, в героической поэме Уголино Верино «Carliades»      (около 1480)  рассказывается_ о чудесном замке Бутрот, стены которого были расписаны фресками на тему оитв Александра и Дария, исполненными Боттичелли и Поллайоло. Но он в описаниях следует огромному панно Аполлонио ди Джованни. Стиль Аполло-нио ди Джованни в какой-то мере повлиял на Боттичелли периода росписей в Риме, как-то утверждает Гомбрих. (См.: Е.-Н. Gombrich. A panal by Apollonio di Giovanni.— «Journal of the Warburg and Courtauld Institutes» («J.W.C.I.»), 1955 (XYIII). Боттичелли не порывал с изготовлением «кассони» в течение всей своей жизни. Так, например, в его мастерской исполнены в 1483 году четыре панно на тему новеллы Боккаччо «Настаджо дельи Онести», по случаю свадьбы Джаноццо Пуччи. Далее известные панно для Гвидантонио Веспуччи в доме на виа деп Серви. Вазари сообщает: «...он выполнил вокруг одной из комнат много картин в ореховых рамах в виде бордюра и шпалер, со многими весьма живыми и прекрасными фигурами». (Джордже Вазари. Указ. соч., стр. 527). Гвидантонио купил этот дом в марте 1499 года, и к этому времени надо отнести работы. Далее он исполнял в этом роде сцены со св. Зиновием и жития Лукреции и Виргинии.

7.    Годы учебы Боттичелли у Филиппо Линии    и    Верроккьо    точно    неизвестны. Сходство некоторых мадонн с работами Липпи    заставляет    предполагать,  что Боттичелли посещал мастерскую Филиппо Липпи до его отъезда в Сполетто, то есть в  1465—1467 годах.  Вазари указывает на  этот факт:   «И когда  открыл он душу свою отцу, тот, зная, куда у него повернуты мозги, отвел его к фра Филиппо из обители Кармине, превосходнейшему тогдашнему живописцу, и договорился с ним, чтобы он обучал Сандро, как тот и сам того желал. И вот, от давшись  целиком  этому  искусству,   он  стал  последователем   своего  учителя  и подражал  ему...»   (Джорджо Вазари.    Указ.  соч.,  стр.  526).    В  1467—1468 годы Боттичелли, видимо, посещал мастерскую Верроккьо.

8.    См.: М. Бахтин. Творчество Рабле и народная культура средневековья и Ренес санса.   М.,   1965.

9.    Джорджо Вазари. Указ. соч., стр. 527, 528.

10.    Цит. по:   A. Chastel. Art et humanisme a Florence au temps de Laurent le Magnifique. Paris, 1959, p. 417, 418.

11.    В. Фридлендер считал, что медаль просто говорит о ее создателе    и   является как бы подписью портретируемого,    то  есть медальера    Никколо Фиорентино. Введение «картолино», то есть маленького изображения автопортрета или дру гой своей же картины в заказанную работу,    своеобразного    автографа,    было обычным явлением в те времена. Но Фридлендер не принял во внимание художественного значения этого приема Боттичелли в данном портрете.
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.