Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:



Главная arrow Примечания arrow Примечания к Введению

Примечания к Введению

Введение

1.    Характеристику различных тенденций в истолковании Ренессанса см. у В. Фергюсона. (W.  Ferguson.  The  Renaissance  in  Historical  Thoght.  Cambridge     (Mass ) 1948).
Он различает традиционно буркхардтовское истолкование и развитие его идей такими прогрессивными учеными, как Симон, Дильтей, Кассирер, Гец, Иоахим-сен, фон Мартин и другие. Среди историков литературы и искусства прогрессивных традиций Вуркхардта держались Монье, де Санктис (с романтически-патриотическими акцентами), в известной мере Дворжак и Д. Фрай. История искусства как «история культуры», то есть в известной мере буркхардтовская, рассматривается у Варбурга, Панофского, Шастеля и других. Враждебными этой тенденции и реакционными (что подчеркивает В. Н. Лазарев) являются тенденции «революционеров медиевизма» (выражение Фергюсона) — Тоффанп-на, Маритена и особенно Жильсона, который отрицает всякую прогрессивную роль Ренессанса. Ренессанс как упадок рассматривают Уоткин, Хоппер, Бердяев («анализируя» искусство Боттичелли) и другие. От этой тенденции отличается романтическая реакция Бурдаха на буркхард-товскую концепцию. Ее можно обозначить, согласно Фергюсону, как «религиозно-романтическую» с акцентированием роли Франциска Ассизского (Тоде, близкий к вагнерианским кругам, Жебар, Бурдах, Ренан, Сабатье). Идею эволюционизма развивает Гец в своем труде «Ренессанс и античность» (по его мнению, Франциск Ассизский не был ни пионером Возрождения, ни провозвестником нового религиозного индивидуализма). Роль внецерковного мистицизма в формировании Ренессанса подчеркивали Хермерлинк, Местверд, Реноде, Хи-ма и прочие. Другую тенденцию можно назвать «романтически-националистической», она присутствовала и в первой тенденции, но как аккомпанемент, а не как ведущий мотив. Для итальянских историков было естественно принять Вуркхардта, как отдающего первую роль в создании Ренессанса Италии. Против «итальянского Ренессанса» выступил Куражо с «французским Ренессансом». Фиренц Геварт выдвинул приоритет «фландрского Ренессанса». В дальнейшем появились узконационалистические интерпретации с мистическим оттенком (Чемберлен, Волыман), у Хендеке — французо-немецко-нидер-ландское влияния на итальянское искусство от 1200 до 1650 года, у романтика националистического типа искусствоведа К. Неймана преобладает пангерман-екая   интерпретация.

2.    Не  следует,  однако,  преувеличивать  ценности  этих  упоминаний  в  литературе. Виттковер  показал,    что  новеллы  о  художниках  больше  походят  на  забавные анекдоты, а упоминание имен художников по сравнению с поэтами, политиками и даже физиками несравнимо более редки. По Е. Цизелю, имена художников, оставшиеся в литературе,— 4 на 100, писателей — 49 на 100, политиков 30 на 100 и так далее. Трудно было социальное положение художников — бедность, неопределенность ситуации, презрение аристократов, цеховая .зависимость. Отсюда трагический исход — безумие, самоубийства. (См.: Wittcamer Rudolf and Maria. Born under Saturn. London, 1963; Ф. Монъе. Опыт литературной истории Италии XV века. СПб., 1904).

3.    См.: Е. Gombrich. Form and Norm. London, 1968.

4.    Панофски пишет,  что  «для  средневековья  античность  была    слишком    близка, чтобы трактовать ее исторически, и слишком чужда как ересь».      (Е. Panpfsky. Essais d'iconologie. Paris, 1967, p.  41).

5.    Один из  ранних представителей  этой  тенденции,  сводящей развитие  ренессансного  искусства  к  борьбе  «готического»    и    «классического»  идеалов  человека. Воррингер исходит во многом от идей расы, среды    и    исторического момента И. Тена, с акцентом на расовом происхождении готики. К. Нейман приписывает творческие   силы  Ренессанса  германцам.    Отсюда   отстаивание  готических  тенденций и в кватроченто  А.  Шмарзовым.  Происхождение  «готической  реакции» XV века от расовых построений является веским доказательством ее отвлеченности и  фактической необоснованности.  Критика  этой  теории дается  крупным современным  ученым    Шастелем    в    книге    «Италия — великая    мастерская». (A. Chastel. Le grand atelier d'ltalie. Paris, 1965).

6.    Чтобы не усложнять без особой необходимости текст перечислением источников в  примечаниях,  автор  отсылает  специально  интересующегося  читателя  к  библиографии, где описываются все упоминаемые произведения.

7.    A. Hauser. The social History of art, v.  1. London, 1951, p. 278—297.

8.    См.: F. Antal. Florentine painting and its social background. London,  1947.

9.    Джордже  Вазари.  Жизнеописания  наиболее  знаменитых  живописцев,  ваятелей и  зодчих,  т.   II.  М.,  1963.  Первое издание   (1550)   отличается  от  второго   (1568) большей полнотой и более объективной оценкой Боттичелли.

10. М. В. Алпатов.  Этюды по истории западноевропейского    искусства.    М.,    1963, стр. 391.
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.