Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 45

лениями о небесных сферах, становится чрезвычайно распространенным (Лоренцо Монако, Джентиле да Фабриано). Обычно эти «концерты» изображались в сочетании с небесными кругами (Филипно Липни в Сполето, Беноццо Гоццоли в капелле Медичи). Более полное и «архитектурное» изображение сфер, где они соотносятся и с планетарной системой, то есть уже вполне ренессансный принцип, появляется у Франческо ди Джорд-жио («Коронование Марии»). Наиболее полное развитие этих представлений дает Боттичелли в рисунках к «Раю» Данте. Он означает Универсум и по типу «радуги», и по типу «туннеля», и расположенными по кругу огнями, и невидимыми сферами, обозначенными контурами летящих ангелов. Рисунки обнаруживают те искания художников, которые возникают в XV веке в связи с новыми представлениями о космосе (параллель этому в архитектуре — купол, как аналог Универсума). Изображая в «Рождестве» не только небо, по и землю, Боттичелли отказывается от «музыки сфер» н от кругов Рая. Овал, в который вписаны и фигуры на земле, и ангелы, образует единое целое. Вместо игры на арфах и ангельского пения Боттичелли вводит танец, а короны и ленты в руках ангелов, видимо, похожи на обычные «священные представления» на улицах Флоренции.

На земле в жестах трех пар обнимающихся ангелов и юношей сила движения нарастает слева направо. В первой паре жест как бы выражает нежность первого свидания, злое начало, обозначенное чертиком, теряет власть над человеком. Во второй группе — сильные объятия, полная радость общения с другом, и чертик прячется под бревно и уползает подальше. В третьей группе торжество спасения, бес низвержен. Это как бы путь человечества через скорби к прекрасному бытию, к гармонии между природой и человеком. Над мадонной с младенцем на крыше расположились три ангела, читающие священную книгу. Они объединены мудростью слова, созерцанием судеб человечества. Они как бы знаменуют собою образ человека, просветленного познанием, который преодолел зло и видит радость в лазури и золоте танцующих фигур. Последняя картина Боттичелли образует подобие мистерии, посвященной пути человека к радости и счастью.

Но если в «Рождестве» не заметно ни фанатизма «плакс», ни догматической скованности, а, наоборот, сказывается поэтическая свобода, всегда присущая! Боттичелли, то возникает вопрос, почему же он тогда бросил искусство? Легенда Вазари о растраченном таланте Боттичелли неверна. Другое объяснение, приписывающее Боттичелли разочарование в своем творчестве на том основании, что само искусство в лице Леонардо ушло вперед, не убедительно, так как сам Леонардо бросил живопись. Впрочем, распространенное объяснение этого факта тем, что Леонардо бросил живопись ради науки, также неубедительно, так как он, по замечанию Шас-теля, следовал в своих работах плану «Метаморфоз» Овидия, то есть обладал целостным поэтическим образом мира, что сказалось и в его языке, и
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.