Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 44

фреске Боттичелли не применял «обратной перспективы» и множества точек зрения, выразительных контрастов фигур, данных со спины и лицом к зрителю, символической масштабности — Мария почти в два раза больше других фигур и изображена снизу, тогда как рядом склонившийся Иосиф — сверху. Само «Рождество» показано в последней картине уже не на фоне античных руин, а под навесом из соломы и арки, образованной камнями скалы (любимый мотив позднего Боттичелли — «Оплакивания», «Иоанн на Патмосе», иллюстрации к Данте).

Но эта, казалось бы, естественная сцена включена в систему многоярусной композиции, охватывающей все уровни Универсума. Ярусное расположение фигур с разными горизонтами восприятия объединяется в картине единым круговым движением вокруг мадонны, как у Микеланд-жело, вокруг Христа и мадонны в фреске «Страшный суд». Мадонна помещена у Боттичелли в центре тондо, образованного обнимающимися фигурами внизу, волхвами, сидящими на крыше ангелами и далее пастухами. Боттичелли превратил мадонну и младенца в центр всего мира, и этим оправдано то, что мадонна больше, чем остальные фигуры, хотя и помещена «на втором плане». Выделяя фигуру мадонны масштабом, Боттичелли удаляет ее при помощи цвета.

В «Рождестве» цвет имеет не только декоративное, но и пространственное значение. Пятна цвета движутся от насыщенных красных, в сочетании с ударами зеленого и белого, к довольно ярким, но с преобладанием голубого кобальта (плащ Марии и одежда Иосифа) и таким образом более удаленным цветам центральной группы, и далее снова к насыщенным теплым, но не к пурпурно-красным, а к сверкающему золоту на голубом овале Рая, розовым и коричневым одеждам ангелов. Цвет, удаляясь от первого плана ко второму, снова приближается в верхней зоне и строит своеобразное сферическое пространство, неоднородное по своей структу-ре^но передающее глубину.

Боттичелли в своих поздних работах, и особенно в «Рождестве», использовал контрастные, яркие краски, но это не «экспрессионистическая» нервозность, а уравновешенная система дополнительных цветов: синий — золотисто-желтый, красный — зеленый, или взятые в иной, более темной тональности те же дополнительные — например, синий — коричневый. Чтобы добиться рельефности, Боттичелли вводит светотеневую моделировку, например скалы, или располагает темные фигуры ангелов на фоне светлого неба. Иногда цвет приобретает символическое значение, отсюда употребление золота — круг Рая, сияющий на фоне светло-голубого неба,— светлое на светлом; другими средствами вряд ли можно было достичь подобного эффекта.

В изображении «ангельских сфер» Боттичелли отошел от традиции. С конца треченто изображение «концерта ангелов» в композициях «Рождество»,  «Благовещение»,  «Коронование  Марии»,  связанное с представ-
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.