Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 43

музей), которая вряд ли принадлежит самому Боттичелли, картина «Сошествие св. Духа» и подготовительный рисунок к ней, построенный на выразительном движении фигур со спины. В гравюре с его работы «Успение» многие авторы отмечали возврат к традициям Мазаччо (в фигурах апостолов) и подход к построению пространства «Рождества» («обратная перспектива»). Вряд ли можно с уверенностью считать эти переходные работы подлинными картинами мастера «Дерелитты», «Сцен из жизни св. Зиновия» или «Оплакиваний». Единственно достоверным свидетелем самого позднего стиля Боттичелли является «Рождество», которое с уверенностью может быть приписано кисти Боттичелли. Художник подтвердил свое авторство греческой надписью: «Эта картина написана мною, Алессандро, в конце 1500 года (по ныне принятому календарю — начало 1501 года), во время смут в Италии, во время, после того времени, когда осуществилось предсказание Иоанна в XI главе «Апокалипсиса» о «второй скорби», когда сатана был отпущен на землю на три с половиной года. Затем он будет вновь заточен в цепи, и мы увидим его (поверженным), как представлено на этой картине».

Видимо, эта странная надпись связана с нашествием французов, с угрозой Тоскане от военных действий Чезаре Борджа — «дьявола в тиаре», с правлением страшного Александра VI и с трагическими событиями в самой Флоренции. Но знаменательно, что зло и скорбь не представлены в картине. В отличие от «Распятия» (из музея Фогг) в «Рождестве» Боттичелли снова возвращается к просветленности, которой и прежде было отмечено его искусство. Картина представляет собой подобие светлой идиллии мира и славы как на земле, так и на небе. В композиции сочетаются различные иконографические мотивы — хоровод ангелов на небе и объятия с людьми на земле. Композиция является свободной поэтической импровизацией. Картина вряд ли была предназначена для церкви, скорее всего она написана «для себя», что подтверждается и тем, что ее нет в до-наторских списках.

В XV веке художники иногда комбинировали сцены «Рождества» и «Поклонения волхвов», Боттичелли также совместил их на одном холсте. Собственно, сцена «Поклонения», раньше особенно привлекавшая Боттичелли, мало заметна в картине. Волхвы и пастухи изображены симметрично по краям от сцены «Рождества», трактованного скорее как «Поклонение младенцу». Волхвы и пастухи одинаково увенчаны венками из оливы, и ангелы объясняют им и показывают сцену. И мудрецы и простые пастухи равно нуждаются в руководстве. Такое нивелирование социальной иерархии и утверждение равенства людей, возможно, связано с демократическими преобразованиями во Флоренции в конце века.

Сама сцена «Рождества» в «чистом виде» только один раз была написана Боттичелли (1476, сейчас находится в церкви Санта-Мария Новелла) и напоминает центральную сцену в разбираемой картине. Конечно, в ранней
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.