Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 40

необычный мир. В отличие от нидерландцев и немцев, Боттичелли не вдается в разработку темы сатанинских образов. Они даны условно, в этом сказался флорентийский гуманизм художника 12. Зло у Боттичел-ди — это стихийная катастрофа, взрыв слепых сил, оно не ведет к отрицанию красоты.

Даже и на этот раз Боттичелли пытается остаться в границах человечности. Образ Магдалины помогает ему найти нужное решение. Он привлекал Боттичелли на протяжении всей жизни. С темой Магдалины связаны четыре превосходные небольшие работы, датируемые 1500 годом. Они вполне «классичны» по своему образному строю.

Образ Магдалины связывает Боттичелли с XIV веком и часто встречается в живописи у нидерландцев и немцев XV века. У Боттичелли он прежде всего выражает внутренний мир самого художника. Это его «душа», по выражению Аргана. Если Августин — это образ мужественного «фурор дивинус», то Магдалина — его женственное воплощение. Картина действует своей образной напряженностью и цельностью, что не исключает возможности различных интерпретаций. Согласно Хорну, наиболее тщательно изучившему все источники, в основу сюжета могла быть положена проповедь Савонаролы об «обновлении», сказанная в 1495 году. В особенности следующее место: «Я видел черный крест, воздвигшийся над Вавилоном — Римом, на каковом было написано: «Гнев господень». Дождем падали мечи, ножи, копья и другое оружие, шел град, летели камни с бурей и молнией, удивительными и странными. Стояла тьма и мрак. Затем я увидел другой крест, золотой, до неба, достигавший даже земли над Иерусалимом. На нем было написано: «Милосердие божие». На небе было ясно, светло, чисто... И видел я ангелов, приходивших с красным крестом и со множеством белых одежд в одной руке...» 13

Это, пожалуй, единственная значительная картина Боттичелли, в которой можно усмотреть влияние Савонаролы. Однако Боттичелли не предавал своих картин «огню суеты», как фра Бартоломео или Пьеро ди Козимо. Он не был чрезвычайно взволнован жестокой смертью проповедника, о чем свидетельствует его разговор с Доффо Спини, записанный братом художника — убежденным «плаксой». Больше того, Боттичелли общался с судьями Савонаролы, приговорившими его к сожжению. Они были почитателями его картин.

При виде ненависти, злобы, безумств переходного времени он оставался в своем искусстве человечным и не принимал крайностей ни ме-дичейского, ни савонаролова режима. Он стремился во всем сохранить верность заветам гуманизма.

Тема страдания — это тема последней картины Боттичелли «Рождество» (1501 —1505; Лондон, Национальная галерея). Переходными могут считаться работы «Христос на горе Елеонской» (1500—1504; Гранада,
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.