Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 38

«Оплакивание» в Милане (1495—1500, музей Польди-Пеццоли) также принадлежит самому мастеру. В нем нет той гармонии и просветленности — катарсиса, что в мюнхенской картине, Боттичелли как бы связывает все фигуры воедино и воплощает страдание в непрерывном потоке линий. Они то падают, то поднимаются и выражают всю напряженность переживаний. Напряженность усиливается к верхним частям пирамидальной группы. В миланской картине отсутствует та пространственная уравновешенность, которая есть в мюнхенской картине. Тело Христа рисуется резкими изломами на фоне темного плаща Магдалины. Очертания этого плаща уподоблены арке. Вместо единой плавной дуги мюнхенской картины здесь оказалось драматическое столкновение двух противоположных мотивов. Верхний край фигур богоматери и Иоанна и двух Марий вторит изгибам тела Христа и как эхо звучит в фигуре Иосифа Аримафейского, держащего терновый венец и гвозди.

В этой картине все указывает на совершившийся факт смерти — как измученное тело Христа, так и знаки — венец и гвозди. Нет прозрачных драпировок. Ткани в медленном, тяжелом и плавном ритме обтекают фигуры, следуя движению сливающихся рук Иоанна и богоматери, которые ведут зрителя в том же, похожем на рыдания ритме к кульминационной точке картины — к соприкасающимся лицам Иоанна и богоматери, полных глубокого страдания. Их руки уподобляются текущим каплям слез. Эта метафора заставляет художника несколько деформировать их фигуры. Движение других действующих лиц восходит к мюнхенской картине, но резко усилено. Полузакрытая фигура со скрещенными ру-камп в Мюнхене превращается в плачущую фигуру женщины, которая целиком закрыла свое лицо. Об этих картинах можно сказать словами Плиния, обращенными к Тиманфу: «...в его картинах чувствуешь больше того, что изображено».

В особенности патетичная картина «Распятие» (после 1500; Кембридж, Фогг-музеум). В центре картины крест с распятым Христом; виден сгустившийся мрак, сливающийся с темной землей, в котором действует дьявольская сила, бросающая факелы на загорающуюся от них землю. В экстазе и изнеможении распростертая на земле Магдалина из последних сил обнимает крест. Она видит светлого ангела, с животным в руке, похожим на лисицу (или на льва?). Он показывает его Магдалине. Другой рукой он указывает на сияющую вдали Флоренцию и на благословляющего бога, изображенного вверху в круге серафимов. Это странное видение нашло у Боттичелли сильное пластическое выражение, хотя из-за плохой сохранности трудно судить об уровне исполнения (возможно, с участием ученика). Такая экспрессивность вообще мало свойственна Боттичелли. Она проявляется не столько в отдельных образах, сколько в общей напряженности видения и особенно в образе Магдалины,  через  динамику движения которой  воспринимается   весь   этот
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.