Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 36

поводу: «Он предвосхищает то построение, основанное на внутреннем напряжении, которое позднее мы встречаем в «Оплакивании Христа» Микеланджело и, наконец, в  «Положении во гроб»  Караваджо» 10.

Композиция «Оплакивания» в Мюнхене строится, как и «Положение во гроб», без пейзажа. В ней все отличается простотой и монументальностью, как в надгробном памятнике. Б. Р. Виппер отмечает, что для этой композиции «Боттичелли выбирает низкий, поперечный формат, распростертый, давящий характер которого еще усиливается массивным навесом скалы и темным сиянием пещеры. Такой же подавленный, стелющийся ритм выдержан и в распределении фигур — в кривой запрокинутого тела Христа, в склонившихся к земле фигурах святых дев, в обмороке богоматери и наклоненных головах апостолов» п.

Если разбить скульптурные надгробия XV века на три типа — саркофаг, триумфальная арка, изолированный монумент, то тип арки ближе всего к античности. В построении своей композиции Боттичелли также близок именно к этому типу надгробия героического характера. Он вписывает группу в правильные геометрические формы, и это придает всей композиции архитектоническую цельность. Контуры фигуры Христа и склонившихся к нему Марии Магдалины и другой Марии как бы образуют арку. Тело Христа опирается на колени мадонны, но создается впечатление, что арка, образованная фигурой Христа, является опорой пирамидальной группы богоматери, Иоанна и фигуры справа. Идеальная красота фигур первого плана и их ритм противопоставлены выражению реальной скорби богоматери и Иоанна. Более спокойные фигуры старцев на третьем плане вписаны дугообразно в контуры каменной пещеры. Они как бы вторят ритму фигур первого плана, словно ведут к катарсису в трагедии. Группы не только архитектурно построены. Они составляют единство благодаря «силовым центрам», распространяющим духовную энергию и связанным между собою ритмическими повторами, пересечениями и перетеканиями линий, очерчивающих фигуры, и расстав-лением выразительных акцентов по основным композиционным линиям картины. Образы как бы рождаются из той духовной атмосферы, в которую они погружены. Боттичелли вновь вводит мотив просвечивающих драпировок, с его «тремоло», сопровождающим основную мелодию линий тела Христа и придающим ему удивительную красоту и просветленность. Это впечатление усиливает контраст с глухим тоном черного платья богоматери, выразительно сочетающегося с киноварными, лазурными и изумрудно-зелеными тонами одежд средней группы.

В «Рождении Венеры» богиня Венера — самая прекрасная обнаженная женская фигура у Боттичелли. В «Оплакивании» столь же прекрасна «языческая» красота мужской фигуры. Даже Христос в ранней «Пьета» Микеланджело уступает этому образу в мужественной красоте. В нем отразился новый стиль «дольче».
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.