Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 32

и города в «Сценах из жизни Виргинии» побеждают стоические мотивы, утверждается самостоятельность маленького человека, противопоставленного официальному величию и давящей грандиозности архитектуры. Здесь возникает драматический конфликт, не поддающийся художественно-гармоничному воплощению.

Боттичелли мог трактовать очень интимно и просто тему смерти, кар;, например, в «Причащении св. Иеронима». Сильно и глубоко он трактовал тему отчаяния, как в «Покинутой», ставя акцент на внутреннем мире человека и делая его центром картины. В «Сценах из жизни Виргинии» жес-гы выражают не внутренние страдания, а стихийную борьбу мировых энергий, человек служит лишь символом этих грандиозных космических сил. Такой подход к образу человека был мало характерен для Боттичелли. Этим, быть может, объясняется известная иллюстративность картины, повторность групп, возвращение к дантовским иллюстрациям к «Аду», а также к традициям кассонной живописи. Некоторые авторы находили здесь сходство с феррарской живописью Козимо Туры и Эрколе деи Робер-ти, с их экзальтированностью и экспрессивностью.

В «Сценах из жизни Виргинии» не заметно непосредственного влияния идей Савонаролы. Боттичелли остается в них на гуманистических позициях и в образах античного Рима ищет решения современной ему нравственной ситуации. Он как бы со стороны рисует сцены торжества стоически жестокой добродетели, которая перекликается с идеалом последователей Савонаролы. Этот мир чужд Боттичелли, и поэтому он становится более иллюстративен.

Сходные мотивы развивает Боттичелли и в «Сценах из жизни Лукреции», где, используя те же тексты Тита Ливия и Валерия Максима, он повествует историю о том, как сын Тарквиния Великого пытался соблазнить Лукрецию. Эта сцена представлена слева в портике, направо — симметричная сцена, изображающая ее самоубийство, и в середине картины на фоне триумфальной арки Брут, показывающий солдатам тело самоубийцы, призывает к восстанию.

Композиция может напомнить сикстинскую фреску «Наказание Корея,? Дафана и Авирона» с трехчастным делением групп и аркой Константина в центре. Но в отличие от фрески, где действия сравнительно ясно прочитываются, массовые сцены в картине невнятны, барельефы на арке почти столь же внушительны, как и реальные сцены, их размеры равны, если не превосходят размеров реальных сцен. Архитектура в картинах кватрочентистов — не просто декорация, она воссоздавалась художником гак, как будто она реально существовала. В «Сценах из жизни Лукреции» архитектура сделана в расчете на идеальный город. В триумфальной арке заметно влияние Сангалло, увлекавшегося античной архитектурой. В контрасте между античной архитектурой и современной толпой есть некоторая театральность. Это не история, а созерцание ее смысла.
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.