Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 28

ускоряет свой темп. Это резкое изменение в передаче фигур особенно заметно в иллюстрации к XXI песне «Рая». Здесь Беатриче и Данте, которые пересекают «грань в дороге», становятся «мнимыми» — они обрисованы точками и пунктиром.

Последняя завершенная иллюстрация к песне XX представляет свободный полет освобожденного от «земной тяжести» Данте. Теперь он не нуждается в поддержке и летит не как ученик, а как друг Беатриче. Он говорит: «И свет предстал мне в образе потока». Боттичелли отказывается от какой-либо образно-линейной характеристики Света. Он обозначен двумя, идущими по диагонали линиями, и ближняя граница светового потока охарактеризована как граница берега, на котором растут цветы. Боттичелли умел прекрасно рисовать цветы, но в своих рисунках он только раз воспользовался их образом, и то в очень ограниченной мере. Другой берег почти лишен цветов и растворяется в бесконечном световом пространстве. Данте говорит далее, что, когда он испил из потока Света, то «живые порхающие огни» и цветы превратились в «оба воинства небес». Боттичелли с простодушной мудростью показывает эту метаморфозу, так сказать, «в зародыше», живые огни превращаются у него в языки пламени, и в середине их круга виден будущий ангел.

В своих иллюстрациях Боттичелли избегает очень крупных фигур. Величавая и страшная фигура Бертрана де Борн, несущего свою голову как фонарь, приближая ее к встречному, чтобы видеть его и говорить с ним, затеряна у Боттичелли среди других фигур, индивидуальность которых не выделена. В «Рае» также не выделяются отдельные образы, и благодаря этому особенно ярко блистают фигуры двух главных героев. В рисунках к «Раю» Боттичелли предвосхищает потолок Сикстинской капеллы, где все многообразие творения дано не через перечисление отдельных его элементов, а через изменяющийся образ творящего бога.

Нельзя сказать, чтобы Боттичелли избегал в своих иллюстрациях телесной красоты и «соблазнов», как это проповедовал Савонарола. В лучших рисунках «Чистилища» оживает пленительный мир «Примаверы» н «Рождения Венеры». Если во многих картинах Боттичелли ясно чувствуется влияние Данте, то почему же в рисунках к «Комедии» искать влияние Савонаролы или Фичгшо? Наоборот, художник избегал изображать излюбленные символы неоплатоников или церковников. Так, он не иллюстрирует эпизод с Марсием, не рисует Ганимеда, не обозначает знаки Зодиака, то есть все то, что так любили члены академии Медичи. Но и пламенеющий крест (XV песня) — любимый образ Савонаролы, и образ орла («Рай», XIX), которого тот поместил на своей медали, не нашли отзвука у Боттичелли — их нет в рисунках к «Комедии». В иллюстрациях к Данте Боттичелли был наедине с поэтом, и это позволило ему остаться самим собой. Как в потолке Сикстинской капеллы выражен трагический путь творящей личности, так и в иллюстрациях к «Раю» мы видим путь
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.