Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 27

они вращаются в одном пространственном слое. В «Чистилище» встречаются «дискретные» композиции, не связанные с пространственной схемой («Чистилище», IX) или довлеющей себе построения с разными характеристиками пространства («Чистилище», V).

В связи с разнообразием образной характеристики каждого листа вряд ли возможно, как принято иногда, представлять себе процесс создания иллюстраций как перерисовку в увеличенном масштабе отдельных сцен из общего стереометрического вида всех кругов «Комедии» (общий рисунок, предпосланный всем остальным в начале текста). Круги «Ада» и «Рая» видны сбоку в разрезе, то есть как горизонтальная лента, пространство как в картинах кватроченто, носит более «земной» характер. Фигуры толпятся на отведенных им местах. В «Рае» не различимо, где находится далекое и где — близкое, круг — равно круг, и если смотреть на него снизу, и если смотреть сверху, издали или с близкого расстояния. Этим дается ощущение полета, невесомости, неопределенности местонахождения фигур. Положение фигур Данте и Беатриче но отношению к кругу, символизирующему небесное пространство, также оказывает влияние на характеристику того или иного образа. Так, в X песне «Рая» фигуры Данте и Беатриче расположены над кругом космоса, находятся как бы вне какой-либо пространственной системы. Данте закрывает глаза рукою, чтобы не видеть бездны над собой и под собой. Беатриче неопределенно указывает рукой наверх. Обе фигуры занимают центр листа, но движение их носит неопределенный характер. «Рай» находится за ними.

Огни в VI песне «Рая» имеют точку схода в центре круга, Данте с Беатриче расположены по радиусам, то есть несутся к бесконечно удаленной от нас точке, но Беатриче повернулась в сторону зрителя и одновременно движется на него. Такие «петли» в пространстве возможны только при огромной скорости движения, когда фигура находится везде и одновременно нигде. Этому же эффекту скорости помогает и «обратная перспектива». Беатриче больше Данте, хотя расположена за ним. Иногда в больших размерах фигуры Беатриче видят доказательство реминисценций у Боттичелли средневековой иерархии. Но кажется, что этот эффект у Боттичелли имеет свой смысл. Благодаря ему Беатриче протянутой рукой разрывает пространство, как паутину. Рисунок создает впечатление ее безграничной свободы и легкости парения.

Нет ни одной сцены в рисунках к «Раю», где бы местоположение и движение фигур Данте и Беатриче было идентично. Боттичелли то отодвигает их к краю круга, то вниз, то вверх, то рисует их в разных кругах в резком перспективном сокращении, то более энергичными, то более тонкими линиями. Он создает впечатление быстрого их перелета из одного мира в другой и изменчивости их внутреннего состояния («Рай, XXII). Этим создается впечатление, что время и пространство в разных сферах неоднородны, время протекает неравномерно   и   постоянно   изменяет   и
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.