Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 25

Боттичелли акцентирует линией отдельные части рисунка и придает ритм плотным и разреженным частям пространства («Чистилище», XXVIII), как в пейзажах школы Сессю. Пожалуй, ближе других к Боттичелли Кано Мотонобу (XV век), которого иногда называют «японским Рафаэлем». Один из его рисунков («Пейзаж», Киото) своей светотеневой лепкой линий близок к иллюстрациям к первой и тринадцатой песням «Ада». Очертания деревьев у японца совсем как у Боттичелли в первой песне «Ада»: и японец, и Боттичелли нарисовали листву первого плана с круглыми листьями, а дальнего — с заостренными. Средний план в обоих рисунках (водопад, опушка) более свободен, в нем размещены фигуры людей. Водопад у японца обрисован как просвет между листвой у Боттичелли. Ритм подъемов и спусков передает пульсацию пространства, оно в обоих рисунках как бы выходит за грани листа. Однако Боттичелли обрезает рамкой части предметов, а у японца все растворяется и тонет в бесконечном пространстве. Признавая сходство техники, не следует игнорировать различное понимание пространства у Боттичелли и у художников Востока.

Линия у Боттичелли призвана передавать ощущение света, воздушного полета и контраста стихий. При создании иллюстраций к Данте особенно важны были для Боттичелли мотивы Огня и Воды. Нужно было найти свою графическую форму для передачи райского огня, огня Ада, огня очищения. «Лунно-водяные» и «солнечно-огненные» ритмы встречаются и в картинах Боттичелли, например, «Магнификат» и «Мадонна с гранатом», «Примавера» и «Рождение Венеры». В искусстве Востока все рождается из Воды, тогда как у Боттичелли — из Огня. Яширо, самому прошедшему японскую школу живописи, бросилось в глаза у Боттичелли противоречие между «драматически-экспрессивной» и «декоративно-сладостной» линиями. Это противоречие придает искусству Боттичелли особое очарование. Подобного противоречия не знали художники Востока.

Нет основания видеть в линейности иллюстраций, в их духовной напряженности возврат к готике. Форма у Боттичелли остается пластически определенной, качественно выразительной. И в этом его отличие от готической линейной стилизации, равнодушной к индивидуальным особенностям модели, растворяющей ее в имперсоыальной духовности. Линия у Боттичелли следует движению тела, складки подчеркивают его пластику и даже объемность.

Пространственная плотность линии сочетается у Боттичелли с особым пространственным построением листа. Иногда это панорама, изображенная с птичьего полета («Ад», IX), иногда — сочетание нескольких пространственных слоев, как бы разрез по вертикальной оси («Ад», «Чистилище»), не ограниченной сверху и снизу переходами от одного слоя к другому. Иногда встречается «разомкнутая композиция» — Вергилий и Данте изображены на одном листе в разных кругах «Ада». «Замкнутая» — когда
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.