Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 23

лестнице, окружены, как нимбом, летающими блаженными душами — маленькими ангелочками, которвте как бы помогают им в их движении вверх и похожи на «живые порхающие искры» XXX песни. Иногда круг заполняется волнообразными линиями, похожими на облака, или же он образуется сиянием огней в разных сферах. Иногда сияние душ напоминает линии цветов. Или же чистый круг, как бы бездонное пространство (X песня). Во втором и в третьем рисунках «Рая» есть элементы повествовательное™— изображение девяти сфер (И) и Данте с двумя лицами (III), намек на его заблуждение, когда он принял живые души за их отражение. «Рай» начинается с шедевра — это рисунок с летящими над водами Данте и Беатриче. Деревья, похожие на качающиеся тростники, омываются потоками Эвнои. Между кругом Земли и небесным кругом, за кружевом листвы парят Данте и Беатриче. Деревья склоняются в сторону, противоположную их полету. Это нарушение симметрии придает живость рисунку.

Первый лист «Рая» как бы совмещает в себе богатую и роскошную линейную разработку последних листов «Чистилища» и аскетически одухотворенную образность VII—XXVIII песен третьей части «Комедии». Видимо, поэтому Бернсон считает этот лист наилучшим: «Впечатление, оставляемое незабываемой красотой этого рисунка, мог бы выразить в словах только сам Данте в минуты своего высшего поэтического вдохновения или Шекспир, или Ките. Это предел совершенства линии, движения и формы. Ни одна из последующих иллюстраций не может соперничать с этим шедевром, хотя все они тоже великолепны» 6.

В иллюстрациях к «Раю» исчезают все привычные моменты композиции кватроченто — нет перспективы, нет сильного движения, нет деталей, нет образов античности, нет и гуманистической символики. В этом произведении лирический гений Боттичелли выходит за грани своего времени. Видимо, не случайно в XXVIII песне «Рая», на самом высшем месте, в эмпирее, Боттичелли поместил свое имя «Сандро ди Мариано», написанное на картуше, в руке одного из ангелов.

Главным средством трактовки образа в иллюстрациях Боттичелли является его неповторимая линия. Обычно больше всего ценится ее декоративность, но у Боттичелли она имеет и пространственную значимость, не только в смысле направленности движения фигур в глубину или на зрителя, но и потому, что в ней много значит сила и энергичность контура. Колебания в «светосиле» линий («Рай», I, XXI) создают световую характеристику пространства и даже известную живописность впечатлений. Старые японские и китайские художники, с которыми принято сравнивать искусство Боттичелли, одной только линией давали светотеневую характеристику пространства. С Востоком Боттичелли роднит и предельная обобщенность линейной формы. Иногда несколько выразительных линий намечают у него деревья, воду, пространственные планы («Рай», I). Иногда
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.