Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 7

художникам Ренессанса. В «Дерелитте» нет экспрессионистской деформации образа. Художник наблюдает действительность, творчески ее преображает и выделяет в пей то, что ему необходимо. Так, он мастерски строит перспективу плит ступеней и арки степы. И вместе с тем «выталкивает» фигуру и изолирует ее. Даже разбросанная одежда передана в перспективном сокращении и усиливает ощущение глубины, но в то же время это глубина и эмоциональная. Женщина как бы прошла длинный путь, одежда ее постепенно пришла в негодность и стала символом времени. Но в то же время одежда — это следы ее отчаяния и, может быть, падений на каменные плиты. Не случайно она повторяет очертания тела. Мудрый художник передает отчаяние опосредствованно, не нарушая красоты человека. Важно, что общее очертание одежд и самой фигуры образует равноконечный крест — композиционный центр картины (поэтому понятен ее необычный квадратный формат). Отсюда вертикали и горизонтали архитектуры, связанные ритмическими повторами с его линиями, начинают звучать еще более эмоционально (происходит «семантизация» формы). Ритмический повтор связывает также очертания арки и линию плеч и волос фигуры. Причем теневой стороне арки соответствуют темные волосы и ее освещенной части — свет на одежде. Закономерный метр кладки камней и плит противостоит ритмическим очертаниям фигуры, как бы ее рыданиям. В складках одежд словно замерли их звуки.

Это противопоставление и символически насыщенная связь фигуры с окружающим пространством становятся, таким образом, ведущим пластическим мотивом картины. Подобный принцип применялся Боттичелли и раньше, но не с такой силой выразительности. В «Рождении Венеры» (ровный фон неба противостоит обнаженной фигуре и усиливает ее ослепительную красоту. В «Дерелитте» пространство приобретает особую эмоциональную напряженность, оно как бы сливается со временем. Этот эффект действует так неожиданно, что Антоновичу показалось, будто Боттичелли передал в картине атмосферу раннего утра. Он утверждает, что импрессионистические топкости исчезли после реставрации. Проверить это утверждение теперь невозможно, во всяком случае, единство пространства и времени Боттичелли передал не приемами живописи конца XIX века.

Существует множество интерпретаций сюжета картины — библейских, античных, исторических (оплакивание Савонаролы) и других. Наиболее вероятно, что представлена тема «изгнанной истины», которая отражена и в гравюре Мантеньи (Лондон, Британский музей). Пикколи находит связь между ослепленной Истиной под властью Невежества в гравюре Мантеньи (девушка с завязанными глазами па лондонской гравюре превращается в дерево перед стеной тюрьмы на другой гравюре Мантеньи) и «Дерелиттой» Боттичелли, изгнанной из собственных владений, где царит Невежество 2. Это истолкование соответствует общему духу творчества
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.