Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 5

и все усиливаясь, оно поднимается к трону судьи, и оттуда через протянутую руку крайней фигуры справа возвращается по кругу к Истине.

Композиция построена по принципу, близкому к «Примавере», и в этом возврате к «языческому» периоду сказывается протест Боттичелли против нетерпимости к античности последователей Савонаролы. В духе античности Боттичелли утверждает, что красота Истины (родной сестры Венеры в «Рождении Венеры») заключается в ее противостоянии злобной зависти и глупости. Боттичелли в намеренно «языческих» формах рассказывает о порыве человека к созерцанию красоты Истины. Пороки у Боттичелли — не дьявольские  наваждения, а три прекрасные грации.

В разгар движения Савонаролы Боттичелли представляет античность как идеал. Сцены барельефов, украшающих в картине архитектуру, сливают священные, светские и «языческие» сюжеты, в которых можно узнать картины, написанные в мастерской Боттичелли. Слева наверху различимы легенды из Настаджио дельи Онести по мотивам Боккаччо, они сохранились в четырех досках, написанных учениками Боттичелли в 1483 году. Далее популярные тогда сцены из античности — кептавромахия, Аполлон и Дафна, Вакх и Ариадна, семья кентавра из описаний Лукиана и другие. И тут же в нишах представлены библейские и средневековью герои — Давид, Юдифь, Георгий, побеждающий дракона. В центральной нише — Давид, почти точно воспроизводящий произведение Андреа дель Кастаньо,— изображение кондотьера Пиппо Спапо. Видимо, этим Боттичелли хотел подчеркнуть свою связь с «языческими» традициями искусства Флоренции.

Справедливо связывают темы рельефа с книгой «Сон Полифила», превосходно иллюстрированной гравюрами (1489). Тема «видений» — традиционная тема, идущая от видений средневековых итальянских мистиков и поэмы Данте. В «Сне Полифила» как бы «паганизирован» средневековый «Роман Розы» с битвой страстей и аллегориями любовных сцен. Многие мотивы из этого романа вошли в картины Ренессанса. Язык романа изобилует игрой слов, странными оборотами, этимологическими гротесками, которые позднее будут использованы Рабле, Ронсаром, Тассо, Шекспиром, Иоахимом дю Белле и другими. Возможно, что в изобилии росписей зданий и скульптуры у Боттичелли можно увидеть отголоски этих новых тенденций, приведших позднее к фасадам Венделя, Диттер-лейна (главы страсбургской школы архитекторов), сплошь составленным из фигур. К концу XV века возникают тенденции архаизма, возврата к старым мастерам. Но одновременно входят в моду гротески, фантастика, фрагментарность. Обостряется противоречие между статикой античной архитектуры, ее формами и сильным движением фигур в современных одеждах, между их силуэтом и силуэтом архитектуры.

Отсюда разные решения живописцами этой проблемы. У Бартоломео Монтаньи фигура дается как колонна, как архитектура в архитектуре, у
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.