Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 42

мадонны также как бы прерывается голубым цветом гиматия. Проем двери — ритмическая пауза, симметричная относительно интервала между кистями рук мадонны и ангела. Даже перспективная сетка пола, твердо расчерченная и противопоставленная общей плавности линий, рассчитана на оформление пространства по ритмическим зонам, обрывающим мелодию движения. Линии фигуры и складок ангела, направленные по диагоналям, нарушают спокойные вертикали архитектуры и пейзажа, с которыми соотнесены плавно текущие сверху вниз складки одежды мадонны. Ее фигура расположена па самом краю картины. Симметрия, присущая рельефам Донателло, Гиберти и некоторым «Благовещениям» самого Боттичелли, отсутствует. Есть ритмическая уравновешенность и в соотнесенности масс в пространстве — например, фигура мадонны и вторящие ей лилия и дерево. Линии пейзажа вторят жестам фигур, как и в «Магнпфикат».

Отмечалось, что «Благовещение» — одно из самых выразительных произведений Боттичелли. Выразительность эта возникает как взаимосоответствие, пронизанность тел единым движением, имеющим характер диалога. Одно постигается через другое, находит себя в ином, образ становится узлом связей, он имеет динамическое, а не статическое, скорее духовное, чем телесное,  единство.

Свет и движение проявляются в бесчисленных вариациях ритмов, ва-лерах. Пространство пульсирует, тела то высвечиваются изнутри и становятся прозрачными, то погружаются в легкий сумрак и подобны теням. Сами фигуры теней не отбрасывают, как и в «Божественной комедии», иллюстрации к которой дали Боттичелли огромный опыт в изображении двухфпгурных сцен. В этом «Благовещении» мадонна сродни возносящейся ввысь Беатриче, к которой с надеждой простирает руку и взор нуждающийся в утешении флорентиец. Картина обладает той мерой и гармонией, которой иногда недостает рисункам Боттичелли. Поэтому вряд ли можно утверждать, что Боттичелли был по преимуществу рисовальщик, что цвет не влиял у него на пластическое решение и что заботу о колорите своих произведений он передал в это время ученикам, а если и брался сам за краски, то лишь раскрашивая рисунок. Боттичеллр1 в это время рисует не только для своего ателье, но и для граверов, мозаичистов, вышивальщиков и так далее. Но он много и пишет. Рисунок, как известно, требует меньшей затраты физической энергии, чем картина, поэтому наличие множества рисунков не доказывает тенденции Боттичелли стать чистым рисовальщиком. Вряд ли правильно и противоположное утверждение Яширо, что рисунки к Дапте погубили пластическое дарование Боттичелли. Справедливее будет не противопоставлять поэтическое и пластическое начала в творчестве мастера. Скорее их синтез придает своеобразие и очарование «Мадоннам» Боттичелли.
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.