Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 39

поэтической свободы, и нам думается, это по вине заказчиков, так как в то время он писал «Рождение Венеры» и фрески виллы Лемми. Следующая алтарная картина — «Пала св. Варнавы» (1490; Флоренция, Уффици) написана позже и могла бы быть еще суше, если бы художник следовал приемам «Мадонны со св. Иоанном Крестителем и св. Иоанном Евангелистом», но она, напротив, полна лирической выразительности. Боттичелли во многом синтезирует тот художественный опыт, который выражен в композициях типа «Магнификат» и «Мадонна с гранатом». Композиция центрирована, и предстоящие святые образуют два сомкнутые крыла по сторонам восседающей на троне богоматери с младенцем. Сложная и строгая перспектива архитектурного фона и пола подчеркивают гибкость линий, обрисовывающих фигуры и выражающих их душевное состояние. Младенец тянется с колен матери, благословляя предстоящих святых. Налево св. Екатерина, св. Августин в епископском облачении! и св. Варнава с оливковой ветвью — символом победы. Им соответствуют Иоанн Креститель, св. Игнатий — патрон церкви и архангел Михаил в доспехах. За святыми изображены ангелы по краям трона богоматери, на котором читаем стих Данте — начало последней, XXXIII песни:


О дева мать, дочь своего же сына!


Ближайшие к трону два ангела держат орудия страстен, а два других поддерживают пышный балдахин. За балдахином два медальона со сценой Благовещения. Вся композиция включена в большую арку, знаменующую вселенскую природу церкви, и классическими формами свидетельствующую о ее связи с «вечным городом». Боттичелли была нужна известная парадность в этой необычно большой по размерам картине, задуманной как гимн мадонне. Хорн справедливо считает, что стих Данте является как бы ключом к этой картине. Напряженные, впечатляющие образы даны как строчки стиха. Мадонна — один из самых привлекательных образов у Боттичелли, она и мать, и царица, и дева, наивно и мечтательно смотрящая на зрителя и в то же время мимо него. Она сродни его Венерам и абрисом, цветом гпматпя, выделенностью из окружения, а славой близка к «Мадонне с гранатом». Здесь уже не зримая красота мадонны, а духовная: «Ты одна — Всех совершенств душевных совмещенье» (Данте). Святые погружены в глубокое созерцание, а фигура Крестителя дана в каком-то блаженном экстазе.

Боттичелли не сделал рисунка к XXXIII песне Данте, но вряд ли бы он сумел передать вдохновенный и величавый гимн лучше, чем в этой картине. Трепетность линии здесь как бы вторит гармонии сфер у Данте.

Картина сильно записана, и о колорите лучше судить по сохранившимся четырем пределлам (из семи), в которых свобода живописного выражения и трепетный мазок дают представление о фактуре самой картины.   В   особенности    динамична    композиция   «Саломея   с   головой
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.