Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 38

уступил место отвлеченному пространству — свету, ангелы стоят сплошной стеной, интервалы, дающие прорывы в глубину, отсутствуют. Это построение типично для рисунков к «Раю» в «Божественной комедии». Ангелы и мадонны обрисованы контурами, напоминающими ритм огня, золотое сияние и лучи, льющиеся сверху, напоминают солнце. Хорн вспоминает здесь стихи Данте из XXVII песни «Рая»:


Взирая, я, казалось, взором пью Улыбку
мирозданья, так что зримый И звучных!
хмель вливался в грудь мою. О радость! О
восторг невыразимый! О жизнь, где все —
любовь и все — покой!


Блаженство, возникающее от зримой красоты, воспевает Данте довольно часто, но наиболее близкий рисунок и слова находим в XXVIII песне «Рая»:


Мы видим, что блаженство возникает
От зрения, не от любви оно...


Однако надо признать, что рисунок к XXVII песне, близкий к картине, слабее по замыслу. В картине мадонна вырастает как «меланхолический цветок» среди семи ангелов, подобных лепесткам, в то время как в рисунке ангелы просто ритмически упорядочены. Лицо мадонны близко к Венерам в «Примавере» и «Рождении Венеры», но по-человечески более задумчиво. Младенец, благословляющий правой рукой и левой держащий гранат, по серьезности и совершенству формы предвосхищает Христа в «Сикстинской мадонне» Рафаэля. Нимб у Боттичелли никогда не приобретает форму пространственного кольца, как у Леонардо. В «Мадонне с гранатом» Боттичелли, желая подчеркнуть не царственное, как в «Магнификат», а человеческое начало, делает нимб прозрачным и еле заметным. Ангелы тоже трактованы чрезвычайно естественно. Боттичелли выявляет в своих мадоннах тему земной скорби. В этом скорее можно видеть человеческую глубину, чем двусмысленность, как это было принято в XIX веке 15.

Около 1485 года была написана «Мадонна со св. Иоанном Крестителем и св. Иоанном Евангелистом» (Берлин), неожиданно для Боттичелли носящая подчеркнуто ритуальный и аллегорический характер. Строгая симметрия в расположении фигур нарочито подчеркнута формами пейзажа, образующего три арки, обрамляющие фигуры святых и мадонны. Движение почти отсутствует, все очерчено резкими линиями, и засты-лость фигур является лишь знаком их внутреннего напряжения, переданного чеканной отчетливостью всех видимых форм как будто в состоянии ясновидения. Известно, что Боттичелли был мастер аллегорий и всегда мог вдохнуть в них поэзию и жизнь. Но эта картина, выполненная с  техническим   блеском,   лишена   свойственной   Боттичелли
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.