Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 37

здесь «от глаз недалеко ушли...». Но видно все отраженными обманчивым, хотя на самом деле «твой взор живые сущности встречает». Видимо, есть известная закономерность в соотнесенности лунной и водяной образности у Данте и у Боттичелли в «Магнификат». Художник любит рисовать огонь, и рисунки «Рая» пронизаны его линиями, как и «Мадонна с гранатом», где центричность композиции соответствует его солнечной образности. «Магнификат» — это единственная композиция, где, по выражению Яширо, «Боттичелли чувствует и выражает тайну влияния луны на человеческие чувства».

У Данте тема мадонны обычно связана с темой славословия «Аве, Мария, грацие плена», ее поет душа Констанцы в упомянутой песне и хор ангелов в XXXII песне, где Данте видит


...дождь таких отрад
Над нею изливала рать святая,
Чьи сонмы в этой высоте парят.


Мадонна здесь «восхищает взор», то есть обладает зримой красотой, именно эту красоту и показал Боттичелли. Интересно, что видят мадонну у Данте прежде всего отроки. Ангелы у Боттичелли в «Магнификат» — не отвлеченные изображения, как, например, в «Рождестве», а индивидуальные, «портретные» образы мальчиков. У Данте в «Рае» подчеркнута индивидуальность венцов, то есть лиц, раз даже сказано, что «цвет волос у милости Творца многообразен». Белый цвет подчеркнут в «Магнификат», в «Рае» Данте белый цвет также доминирует.

Целесообразно подчеркнуть поэтическое начало в «Магнификат» и его близость к Данте. Вместе с тем нельзя не согласиться с Хорном, что это произведение поэтически свободно и не обнаруживает тенденции к какой-либо ритуальной «чистоте». Теплые, сияющие краски, их чувственно-декоративная красота вторят живой прелести изображенных фигур. Даже веяние св. Духа материализовано и обозначено изысканными линиями прозрачных тканей, создающих как бы балдахин над мадонной. Его форма образована и движением рук ангелов и гиматием мадонны, что предвосхищает эту тему в алтаре Варнавы.

Другое тондо в галерее Уффици — «Мадонна с гранатом», написанное несколько позже, чем «Магнификат», в 1487 году, противоположно ему по замыслу. Картина залита золотистым светом, в середине круга — мадонна с младенцем в голубом и красном одеянии. Широкий, свободно ниспадающий голубой гиматий выявляет обособленность мадонны и ее центральное положение в Универсуме. Даже голубизна неба слабее лазури ее плаща, он в своей звучности как бы подчеркивает, что она превыше небес. Ангелы за ней служат лишь фоном, они расположены симметрично — по трое с каждой стороны, как святые на алтарной картине. Пейзаж, связывавший   священную    сцену    с землею    в   «Магнифнкат»,
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.