Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 36

в ней ооретающая свой смысл. Для Альберти предметы взаимозаменимы так как рассматриваются формально-абстрактно, в лучшем случае составят «историю», показывающую разнообразные формы, объединенные литературным сюжетом. Для Альберти, например, круглая форма имела однозначную геометрическую выразительность. Для Боттичелли круг — это форма бесконечных выразительных возможностей. Круглая форма картины давала, с одной стороны, символический контекст и помещенная в ее центр фигура мадонны становилась как бы центром Универсума, с другой — она концентрировала внимание лучше, чем любая иная. Но в «Магнификат» мадонна помещена не в центре, и обычный контекст разрушен. Видимо, это вызвано чем-то очень важным, так как почти во всех известных тондо, включая и рисунки к «Раю» — этой энциклопедии круговых мотивов,— Боттичелли помещает своего героя в центре, и ангелы служат как бы фоном для героя, они воспринимаются как своеобразная «материя» рая, как образ его пространства. В «Магнификат» фигуры распределены по краям, и в центре картины виден пейзаж со спиралеобразным витком реки, помещенной в «точке схода». Но этот мотив — лишь отдаленное эхо линий встречающихся рук ангела и мадонны, изысканные волнообразные ритмы пронизывают всю картину, и зритель оказывается включенным в кругообразное движение «водяных ритмов», чрезвычайно замедленных, по сравнению с «огненными» линиями других тондо. Пространство пульсирует, и глаз переходит от дальних планов к передним, и, наоборот, они перетекают друг в друга. Фигуры, помещенные на фоне светлого неба и по форме образующие подобие луны, тоже как бы прозрачны, тени легки и эффект двойного света золотой солнечный свет и голубоватый свет неба создают впечатление, что паришь в той сфере Дантова «Рая», где смешались лунный и солнечный свет.

Яширо назвал этот эффект освещенности «Магнификат» белой ночью. Действительно, этот «лунный ритм» лучше заметен в «Магнификат» при сравнении ее с луврской копией, где нет ощущения свечения краев луны. Хорн но поводу «Магнификат» замечает, что Боттичелли здесь выразил идеальный образ дантовской мадонны в живописи. Это как бы пластическое воплощение той же тенденции, что и у Данте, отнюдь не иллюстрация, так как возможно, что живопись здесь оказалась более гибким средством, чем поэзия.

В картине движение замкнуто, движение рук образует круг, их касания, наклоны головы, взгляды персонажей говорят о внутреннем блаженстве и созерцательном характере события. В третьей песне «Рая» Данте видит чреду блаженных теней в «самой медленной из сфер», то есть лунной сфере, и понимает, «что всякая страна на небе — Рай». В лунной сфере структура пространства близка к «Магнификат», мир виден как бы сквозь «ясных вод спокойное теченье»,    и даль и близость
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.