Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 32

немого диалога младенца и матери. По мнению Мениля, он транспонировал реальные чувства в мир идеальный. Это можно было бы выразить точнее, так как в лучших своих мадоннах он воплощал трагическую судьбу Марии и младенца, их величие и земные страдания. В мастерской писались и более простые варианты типа «умиление». Мадонны Боттичелли имели колоссальный успех, и его мастерская 80-х — 90-х годов была образцом производства этих картин. Конечно, Боттичелли имел предшественников в этой области. Прототипом мотива «нежности», видимо, является работа мастерской Донателло «Мадонна ди Джезу» (Берлин), а ученик Донателло — Дезидерио да Сеттиньяно был первым, уже окончательно развившим мотив «нежности». Можно отметить и близость ранних мадонн Боттичелли к рельефам Луки делла Робиа и другим. Мениль утверждает, что Боттичелли придал этому слишком «человеческому» мотиву религиозную окраску, указывая на внешние признаки в «Мадонне дель Магнификат» (1483—1485; Флоренция, Уффици) — разрезанный гранат и другие. Но он сам это отрицает, когда справедливо пишет о том, что в «Магнификат», кроме теологической программы, есть и общий поэтический замысел — показать жизнь богоматери от радостного Благовещения до коронования через страсти, символом которых является гранат; в руках младенца. Таким образом, в «Мадонне дель Магнификат» официально торжественному мотиву коронования придает человеческое содержание и глубину именно этот символический мотив граната и священная книга, где мадонна записывает слова, отражающие скромность и величие ее души.

Вообще тот или иной предмет в мадоннах Боттичелли никогда не является простой аллегорией. Вещь становится символом, но символом пластическим. Так, мотив книги и чернильницы, в которую опускает перо мадонна, связывает обе части картины, и линия соединения рук, основная мелодия «Магнификат», выделяется и акцентируется линиями пера и книги. Боттичелли исполнял декоративные работы, изобретал новые способы окраски тканей. Чувство красоты вещи, независимо от ее теологического значения, придает его картинам особую художественную выразительность. С наслаждением пишет художник разнообразные ткани, передавая их фактуру. Он выявляет и декоративные качества вещей, изображая их то ярким пятном с грациозным силуэтом, как, например, та же темная чернильница на белом фоне книги, рифмующаяся с линией руки, или выписывая мельчайшие узоры тканей, или увлекаясь резьбой по дереву на кресле мадонны. Сама форма разрезанного граната обретает чисто пластический смысл: его контур — это тондо самого произведения, а полусфера, образованная разрезом,— структура пространства картины (что особенно заметно в «Мадонне с гранатом»). Его цвет — цвет хитона мадонны, но эта изумительная киноварь сама служит источником красоты, независимо от смыслового подтекста.
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.