Поэтому не удивительно, что наряду с мифологическими картинами Боттичелли продолжал писать и мадонн, которые в то время пользовались большим спросом. Естественно, что при таком количестве заказов за него много писали ученики. В то же время мастерская Боттичелли, в противоположность обычаю, находилась не в центральной части города, где можно было получить больше заказов, а в доме, где он жил.
В 80-е годы Боттичелли имел трех-четырех учеников, а в доме, по предположению Мениля, жило около пятнадцати человек. Старший брат и сам Боттичелли любили шутить и веселиться, о чем рассказывает Вазари. Боттичелли был остроумным человеком, и в трудных житейских обстоятельствах умел найти выход из создавшейся ситуации при помощи ловко придуманного трюка. В ателье художник был своего рода господином и работал с помощью одного или двух учеников. По мере расширения мастерской количество учеников увеличивалось, мастер распределял работу между ними и все меньше работал сам. Когда мастерская была в расцвете, в ней появились мальчики от двенадцати лет, которые работали бесплатно, они растирали краски и так далее. Другие, более
|