Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 29

отношении равна четверице нимф. Но две средние нимфы сближены ритмом и высветлены, и интервал между ними таков, что возникает как бы переход от троицы к четверице. Таким образом, число триады включает в себя и весь мир (не нужно забывать, что пифагорейская эстетика была широко распространена в Италии). Видимо, выделенная фигура Джованны знаменует собою «чистую единицу», с которой связана вся цепь других «божественных чисел». Во всяком случае, композиция фрески удивительно завершена и выверена. Недаром большинство исследователей считали, что это самое античное по духу произведение Боттичелли. Эти фрески можно сравнить в этом смысле с работами Пьеро делла Франческа, художника на редкость чуткого к музыке чисел пространства. Другие живописцы второй половины XV века были менее отзывчивы к красоте таких «числовых» построений. Даже камера дельи Спози Мантеньи не соотнесена в своей структуре с законами первочисел, и потому она не обладает той стройностью построения, которой чарует создание Боттичелли.

В этих фресках Боттичелли не заметны прямые влияния античных образцов, как, например, в «Венере и Марсе» и других. Хрупкие, меланхоличные грации — это порождения боттичеллевского творчества, но они не столь духовны и «бесплотны», как грации в «Примавере». В них больше естественной полнокровности и женственности. Поэтому ничуть не удивляет возможность встречи прекрасной флорентийки с харптами. Гирландайо в росписях церкви Санта-Мария Новелла также пытается ввести семью Торнабуони в «семью богов». Но у него образы людей носят бытовой характер, да и сами «боги» — рядовые флорентийцы. Боттичелли избегает прозаической повседневности. Он раскрывает духовную красоту-человека, возводит его до самых высших сфер, как это делал и Пико делла Мирандола. В фресках Лемми Боттичелли понимает любовь не только как некий высший принцип жизни и красоты (как это было в известной мере в «Рождении Венеры»), по и как возвышающее человека естественное чувство.

Создав свои исключительные по качеству фрески виллы Лемми, Боттичелли как бы забывает о своем даровании стенописца. По теме фрески Лемми примыкают к кругу образов «Примаверы», «Рождения Венеры», «Паллады и кентавра», «Венеры и Марса». Но и в этом «царстве» Боттичелли находит место для своих любимых мадонн. В «Примавере» Венера близка к изображениям мадонны, в «Венере и Марсе» подтекстом, видимо, является оплакивание Христа, в «Рождении Вене--ры» иконография восходит к коронованию мадонны и так далее. Такой многоплановости не позволяли себе феррарские или тем более нидерландские художники.
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.