Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 28

идеи и эмоциональную глубину, как было в «Божественной комедии» Данте. Во Флоренции давно уже стремились соединить ученость с эмоциональной стихией народного искусства. У Боттичелли это произошло естественно и органично.

Три хариты легко скользят на фоне белой стены, едва касаясь земли своими босыми ногами. Обувь «Венеры» оставляет открытыми пальцы ног, и видны их «касания» с землей. В этих прикосновениях сказалась большая тонкость искусства великого мастера. По этим «касаниям» можно узнать Боттичелли. Хариты выступают на фоне белой стены в саду; у них под ногами легко обозначены цветы и травы, выполненные «а'секко» (слева сохранился намек на фонтан и еще несколько цветов). Боттичелли поставил себе трудную для художника задачу: написать светлое на светлом. Он не следует совету Альберти придавать каждой нимфе свой особый цвет, а сливает золотистые одежды двух первых граций, всего лишь варьируя теплые тона их одежды. За ними следуют написанные в более холодных тонах две другие нимфы. Изумрудные, голубоватые и фиолетовые краски их одежд как бы удаляют их и расширяют пространство между двумя парами. Грации попарно «рифмуются» друг с другом. Первая и третья грации характеризованы более волнистыми и плавными линиями, их лица и движения сходны, обе они изображены в трехчетвертном повороте. Наоборот, Венера и четвертая нимфа даны больше в профиль, контуры их фигур более устойчивы, и по контрасту с другими в них больше движения. Благодаря сходству они воспринимаются как метаморфоза одной пары. Жесты и цвета рифмуются не перекрестно, а «контрапунктически» — в двух средних фигурах краски более светлые и легкие, в двух крайних — более интенсивные. Правые руки двух средних граций вторят друг другу, контуры рук второй и последней граций — тоже. Это высветление, или «цезура», ознаменованное второй и третьей грациями, вытекает из характера всей композиции, в которой интервалы очень значительны, и недаром сама Джованна выступает на их фоне. Эти интервалы, в свою очередь, рифмуются с группами граций. Таким образом, Боттичелли заставляет «звучать» чистый белый фон. Другой композиционный прием можно назвать «ожидание». Он основан на контрасте между сильным движением и массивностью в одной части картины и спокойствием и легкостью другой. Недаром композиционное построение Лемми сравнивали с «Клеветой». Можно усматривать известное сходство между ритмом арок и фигур в «Клевете» и «цезурами» в Лемми. Но в «Клевете» световые интервалы превратились в архитектуру и потому не так поэтичны, как во фреске.

Вероятно, в замысле фресок виллы Лемми участвует и некая «магия чисел». Темная фигура Джованны вместе с акцентированными «цезурами» белого фона   создают некую триаду, которая   в пространственном
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.