Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 26

председательницы, с широкими складками фиолетовых драпировок, контрастирует с более легкими золотистыми и холодными тонами одежд других фигур. Этому контрасту соответствует различие между легкими, грациозными контурами скользящей нимфы в белом, которая держит Лоренцо за руку, и ясно трактованной и уподобленной стволу рядом стоящего дерева фигурой юноши.

Между обеими фресками приблизительно такое же соотношение, как между сумрачностью и загадочностью атмосферы «Примаверы» и ясным светом в «Рождении Венеры». В первой фреске (с Лоренцо) фигуры выступают светлыми силуэтами на темном фоне, что придает фреске меланхолический оттенок. Это как бы первый круг «Ада», то особое место, куда вместо Вергилия ведет Данте Беатриче из «Новой жизни», то место, где они видят торжественно-величавую, воплощенную в фигурах мыслителей античную мудрость.

Фрески расположены так, что занимают всю стену, как в мантуанской камере дельи Спози Мантеньи или в «Станцах» Рафаэля. Они не похожи на отдельные панно, как в падуанской капелле дель Арена Джотто или в фресках Сикстинской капеллы. В зале нет двух архитектур — нарисованной и реальной. Нет противоречия между центрированным, уподобленным храму пространством изображения и реальным интерьером (как у Мантеньи). Характер пространства обеих фресок и их масштаб не различны для каждой стены. Фрески нельзя назвать «монументальными картинами», а пространство — «сценой», как у Филиппо Липпи, так как в них ничто не выходит за их пределы. Благодаря известной силуэтности фигур, светозарности красок, при отсутствии светотени, в этих фресках не возникает противоречия между светом реальным и светом фресок. Фигуры соразмерны зрителю по реальному масштабу и рассчитаны на созерцание в движении по комнате. В этом смысле движение фигур фрески и их ритм не иллюзорны, а реальны, даже интервалы между фигурами, видимо, отвечают ритму шага зрителя. Надо полагать, что пейзаж, открывающийся через лоджию, не противостоял изображенному на фресках, а сливался с ним, но не иллюзорно, а своим ритмом и цветовой гаммой. Фрески виллы Лемми, видимо,— наиболее целостный ансамбль в Италии во второй половине XV века.

Во второй фреске с фигурой Джованны большое поле стены ничуть не давит на фигуры. Оно воспринимается как свет в полях «Чистилища», где танцуют «нимфы—звезды» и скользят свободные и легкие тени. Это торжественная и веселая мудрость античности и Ренессанса. В рисунках Боттичелли к «Чистилищу» танцующие нимфы и фигуры добродетелей не всегда обладают равными пластическими достоинствами, а в фресках Лемми чувствуется плавное течение терцин Данте.

Судьба Лоренцо и Джованны, введенных Боттичелли в свой поэтический мир, оказалась столь же роковой, как и судьба Симонетты  и   Джу-
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.