Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 25

лов, то есть нового вида декора, во многом принадлежит Боттичелли, и он является предшественником в этом направлении Рафаэля, Карраччи и других.

В фресках Лемми Боттичелли использует тему, связанную с античностью и средневековьем,— это систематика и оценка разных наук и искусств. Иконография семи свободных искусств связана и с изображением планет, добродетелей и так далее. В Римской капелле Марциана (V век) в сцене представления Аполлону семи свободных искусств фигурируют изображения муз и граций. Семь искусств изображаются и в манускриптах, и на рельефах, и в панно (библиотека в Урбино), и на фресках (Пинтуриккьо— апартаменты Борджа в Ватикане). Со временем они становятся более широким символом принципов духовной жизни, как у Мантеньи в «Парнасе» или в «Примавере» Боттичелли. В фреске виллы Лемми Джованна Альбицци с Венерой и харитами (которые являются именно таким более широким символом) ближе к грациям «Примаверы», чем к чинным музам на фреске с Лоренцо. Они не имеют атрибутов, как семь свободных искусств, и вряд ли нужно заострять внимание на споре о том, добродетели это или грации. Правда, и у самого Боттичелли и у Мантеньи грации, музы ведут хоровод, танцуют, музыка танца выражает гармонию сфер, строй Универсума. В фреске Боттичелли грации выступают более скромно, и этот изобразительный акцент склоняет нас •больше к тому, что это, возможно, фигуры добродетелей.

Но более важно то, что и в изображении добродетелей и семи искусств Боттичелли порвал со средневековой схемой, использованной, например, «го современником Пинтуриккьо, смешавшим тип «сакра конверсационе» с куртуазным преклонением перед дамой. Боттичелли создал непосредственную, поэтическую сцену, где новый гуманизм встречается с античной мудростью на лоне «божественной природы».

Фреска с Лоренцо и олицетворениями свободных искусств находилась направо от лоджии. Внизу изображался тривиум — аллегории Грамматики, Диалектики, Риторики, и далее квадривиум — аллегории Астрономии, Музыки, Геометрии, Арифметики. Фигуры расположены полукругом под председательством Риторики. Боттичелли сохраняет некоторые традиционные атрибуты аллегорий, но они не играют существенной роли, жесты фигур следуют ритму диалога, и в этом их существенное отличие от неподвижных фигур аллегорий в известной фреске «Согласие» Амброджо Лоренцетти в Сиенском городском совете. Лоренцо изображен в кругу живо реагирующих на его появление женщин. Он вступает в диалог с восседающей выше других Риторикой; остальные фигуры сгруппированы по бокам от нее симметрично, по три с каждой стороны. В цветовом отношении в фреске виден ритм теплых и холодных пятен. Золотые одежды средних фигур в триадах обрамляются лазурными крайних. Самое светлое нятно в середине круга — это ведущая Лоренцо грация. Могучая фигура
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.