Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 24

Лемми служит вид уютного сада с водой, «где есть простор для солнца» и «нет ветров», как мечтали гуманисты. Среди таких природных условий, где осуществлен выбор флоры и представлены «божественные» стороны природы, могли появиться и сами античные божества, так, по крайней мере, представлялось воображению создателей парков. В «Примавере» Боттичелли, по выражению Шастеля, предвосхищается «ботаническая галерея партера Поджо-а-Кайяно». Во всяком случае, пейзаж в фреске виллы Лемми конкретнее и ближе к садам гуманистов, чем более символический пейзаж в «Примавере». Этот пейзаж подходит и для появления божеств и для прогулок мыслителей. Поэтому нет ничего невероятного во встрече Джованны с Венерой, а также Лоренцо — со свободными искусствами. Портретная характеристика флорентийцев не противоречит тому, что в картине раскрыта духовная жизнь «под знаком Венеры». Антропоцентризм здесь звучит достаточно убедительно, поэтому не удивительно, что место Аполлона среди свободных искусств занял юный Лоренцо, тем более, что Боттичелли не побоялся ввести свое имя в «райские сферы» среди ангелов в рисунке к XXVIII песне «Рая» Данте.

Основываясь на сходстве персонажей фрески с известными изображениями Лоренцо и Джованны, исследователи по-разному идентифицируют их, и многие сомневаются в том, что изображены Лоренцо и Джованна дельи Альбицци (Тиме, Мениль. Сальвини, Гомбрих). Критерий сходства сомнителен, недаром исследователи называют несколько возможных претендентов на изображения в фреске. Гораздо важнее, что Боттичелли, несомненно, ввел своих современников в те высшие сферы, где раньше обитали боги и ангелы, и сумел создать ту особую «естественную» атмосферу, в которой это соединение выглядит правдоподобным.

Когда Боттичелли принялся за фрески виллы Лемми, у него уже был опыт, приобретенный в цикле виллы Спедалетто близ Вольтерры, предназначенном для самого Лоренцо. Он работал там вместе с Перуджино, Гир-ландайо и Филиппино Липни, своими коллегами по росписям в Ватикане. Заказ таким выдающимся художникам на мифологическую тему в целом цикле был, видимо, чем-то примечательным. К сожалению, фрески не сохранились, уже в середине XVIII века они были совершенно попорчены. Вазари говорит, что в этой вилле Боттичелли «много работал» и. возможно, был общим руководителем и сочинителем цикла, как и в Ватикане. По замечанию Щастеля, он на тридцать лет предвосхитил «языческие» росписи виллы Фарнезина.

Определенная программа циклов оформления вилл складывается после 1460 года, и из известных циклов самая большая доля в XV веке падает на Боттичелли (если у Антонио Поллайоло и Андреа дель Кастаньо — по одному, то у Боттичелли — четыре: вилла Кастелло — цикл панно, Спедалетто — цикл фресок, Лемми — цикл фресок, дом Веспуччи — цикл панно). Этот факт, видимо, говорит о том, что создание мифологических цик-
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.