Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 22

ских масс, а особая плавность движений и их однородность в саркофаге заменяются контрастом текучих волнистых линий тел и прямоугольных интервалов. Явны различия между античными и боттичеллевскими фигурами в трактовке волос и складок одежды с большей экспрессивностью и акцентированностью «индивидуального» у кватрочентиста в выразительных частях фигуры — руках, голове, ногах и так далее. Однородность структуры, устойчивая пропорциональность и имперсональность антика уступают место драматическим столкновениям духа и тела, выражению индивидуального начала в пластике у Боттичелли.

Пластика предполагает слияние идеального и реального, единого и многого, но в его подвижности, в «становлении» (чего не учитывали немецкие философы, которые определяли пластику как нечто совершенное и застывшее, а «становление», подлинную стихию пластичности, отдавали «временным искусствам»). Пластика во многом характеризуется временем, а не пространством. Единство дано в множественности последовательных состояний изменяющегося тела. У Боттичелли ощущается этот единый поток, сливающий тела в непрерывной динамике линий и являющий длительность, а не простую последовательность. Если в античности есть как бы некое «бытие в себе» каждого образа, то у Боттичелли первичны взаимоотношения, и их «целокупность» дается ритмом линий. Пьеро ди Козимо не пластичен и не символичен в своей картине. Фигуры Марса и Венеры у него расположены в натуралистическом пространстве, не слиты в едином пластическом потоке и не объединены ритмически. Близость к античности, связанная у Боттичелли с пониманием символизма пластики, отсутствует у Козимо. Он загромождает композицию аллегорическими и астрологическими подробностями. Марс и Венера представлены равно обнаженными, нет контраста тел, композиция воспринимается больше как жанровая сцена, несмотря на обилие загадочных аллегорий.

Богата аллегориями и фреска «Венера и Марс» Коссы в палаццо Ски-фаноя. Во второй половине XV века развивается куртуазия и «рыцарство», не получавшие ранее признания в Италии. «Рыцарство» водворяется в театральных турнирах, где бывшие торговцы наряжаются в доспехи и сражаются в бутафорской обстановке ради «своих дам». Поэты воспевают подвиги покровителей (появляется характерный, по мнению Шастеля, для Ренессанса «сервилизм»). Возникают «рыцарские поэмы» Бойярдо, Пульчи и других. «Венера и Марс» Франческо Коссы воспринимается как театральное представление, где разряженный буржуа склоняет колени перед дамой, вручающей ему награду. Пышные декорации имеют астрологический подтекст, в соответствии со всем замыслом росписи палаццо, где каждый из трех рядов стены имеет четкий программный смысл.

В отличие от куртуазного искусства, античная тема была традицпонна и естественна для итальянцев — наследников университетской учености и гражданской доблести. Огромный успех «Орфея» Полициано объясняется
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.