Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 21

эффектами, ракурсами, соотношением тела и пейзажа, композиционными поисками. Боттичелли целиком и органически интерпретировал миф. Уже то, что Марс обнажен и соотношение наготы и одежды противоположно обычной иконографии, говорит о том, что Боттичелли совершенно переосмыслил тему.

В отличие от изолированности фигур в пространстве (Пьеро ди Кози-мо) или их противопоставления (венецианцы) Боттичелли объединяет их единой параболической кривой, окончания которой соответствуют лицам Марса и Венеры. Их тела слились в единую линию, но Венера безучастна к Марсу, оружием которого играют маленькие сатиры. Она «сама в себе», как все мадонны Боттичелли, и остается в своей абсолютности, вневре-менности и непроницаемости. Это вечная рана любви, в отличие от «бла-гополучения» влюбленных пар в живописи «кассони».

По теме картина Боттичелли перекликается с фреской «Венера и Марс» Франческо дель Коссы, но пластически скорее с «Оплакиванием Христа» Козимо Туры, или вообще «оплакиваниями», с их слиянием бессильного тела Христа и поддерживающей его задрапированной фигурой мадонны. Обычно фигура Христа несколько уменьшается, и подчеркивается момент материнства (например, Тура, Микеланджело). Но из этого вряд ли можно делать вывод о том, что «Пьета» выражает «первичную силу женщины, поднимающей над временем бытие мужчины» и сводить ее к расплывчатому «архетипу Ниобы», как это делают приверженцы Юнга и.

Близость к «Пьета» композиции Боттичелли может быть объяснена и тем, что он вообще сливал образы Венеры и мадонны, и таким образом в «Венере и Марсе» невольно получалось совмещение языческого и христианского сюжетов, которые образовали новый символ. Параллелью этому может служить произведение Лоренцо Великолепного «Венера и Марс», где в языческий текст очень искусно введены литургические формулы о ранящей любви, о свете, и сквозь античную тематику начинают просвечивать средневековые мотивы.

Особое звучание картины Боттичелли ясно чувствуется при сравнении с несколько более поздней «Венерой и Марсом» Пьеро ди Козимо, близкой к картине Боттичелли и внешним расположением фигур и форматом доски. Боттичелли, видимо, исходил в своей работе от античного саркофага (музей Ватикана), где изображена сцена нахождения Вакхом Ариадны. Этот же саркофаг, наверное, подсказал ему и тему кентавра в «Палладе и кентавр», где, однако, различие более отчетливо и плавная спокойная дуга движения кентавра на античном рельефе уступила место драматизму спирали у Боттичелли. Сцена Вакха и Ариадны на саркофаге дана низким рельефом, путти сохраняют линию исокефалии, что имеет место и в картине Боттичелли. Но симметричность античного рельефа сменяется у Боттичелли асимметрией и в то же время уравновешенностью пластиче-
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.