Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 19

играющие сатирята ослабляют контраст фигур Марса и Венеры. Вряд ли прав Л. Вентури, утверждая, что в фигуре Паллады почерк Боттичелли утрачивается и обнаруживается лишь в лице кентавра. Сравнение этой сцены с «психомахиями» Северной Италии, например с «Минервой, изгоняющей Пороки из сада Добродетели» (Париж, Лувр) или с Минервой — богиней месяца марта во фресках палаццо Скифаноя, выполненных Фран-ческо дель Косса, вопреки Л. Вентури обнаруживает близость боттичел-левской богини к образам «Примаверы». Минерва в картине Боттичелли, несмотря на аллегорический характер изображения, скорее приближается к лирическим образам нимф, даже знаки Паллады не демонстрируются, как в рисунке 1491 года (Флоренция, Уффици), а включены в орнамент (лоза) и не воспринимаются как явные аллегории.

«Паллада и кентавр» со своим строгим пейзажем, на котором развертывается действие, характерна для расцвета творчества Боттичелли. Это не «топографический» пейзаж, как думают некоторые исследователи (залив и город, как знак Неаполя), а скорее символический, еще не перешедший в чисто архитектурный фон позднего периода. Застывшие каменные глыбы как воплощение вечности все же подтачиваются реальным временем, ритм волн которого как бы пронизывает движение фигур Паллады и кентавра. Цвет подчинен общей благородно сдержанной гамме. Чувство суровой неизбежности преображения и преодоления страстей в движении человеческой души к совершенству воплощено в строгих формах диалога с покровительницей искусств и наук.

Около 1485 года, по случаю свадьбы одного из Веспуччи, Боттичелли пишет «Венеру и Марса» (Лондон, Национальная галерея). Предполагают, что чрезвычайно удлиненный формат доски, на которой написано произведение, объясняется назначением картины украсить стенку «кассони». Но картина Боттичелли далека от традиционной живописи «кассони», в которой изображались сходные сцены, по-своему тоже символические. В изображении «эпифании» Венеры в парных свадебных «кассони» собрания графов Рауфорд и Балкаррес мы видим одетого юношу и обнаженную красавицу на загадочном фоне. Это довольно обычное противопоставление одетого смертного божественной красоте обнаженного тела Венеры. Подобная тема в дальнейшем встретится у двух великих венецианцев Веронезе и Тициана. Отдельные изображения двух обнаженных фигур, в позах близких к Марсу и Венере у Боттичелли, встречаются на внутренних крышках «кассони». Но отношение картины Боттичелли к наивной живописи «кассони» такое же, как цикла о «Марсе и Венере» Веронезе. В «кассони» фигуры — это условные знаки, тогда как у Боттичелли и Веронезе — это живые образы, раскрывающие в художественной форме целостную мифологему.

Так, у Веронезе эта тема дана последовательно в цикле из четырех картин, находящихся в Лондоне. В первой из них в мучительных ракур-
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.