Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 17

Но внешнее сходство с антиком только глубже подчеркивает различие по существу. Вместо спокойного и уверенного движения античного кентавра у Боттичелли — бессилие и страдание, подчеркнутое «готическим», спиралеобразным движением тела. Голова кентавра — это голова страдающего Моисея, лук опущен, и за спиною виден колчан с ненужными стрелами. Сильное напряжение кентавра не оправдано легким прикосновением Паллады. Это не телесная борьба, а «психомахия», в отличие от напряженной схватки «кентавромахий» в античности.

Изящные линии фигуры Паллады противопоставлены тяжелой массе крупа кентавра, но в отличие от известной группы Мирона «Афина и Марсий», где начала идеальное и стихийное даны как несовместимые, Боттичелли объединяет группу круговым движением жестов, как Венера и Марс связаны у него кривой гиперболы. Паллада, как и Венера в картине «Венера и Марс», скользит взглядом мимо кентавра, погруженная в себя, она не обращает внимания на его страдания 12.

Картина получила различные аллегорические толкования. Первый исследователь картины Ридольфи видел в ней победу Лоренцо Великолепного над Неаполем (и датировал ее 1480 годом), Штейнман — победу Медичи над Пацци, Фротингам — гибкую политику Лоренцо, Виттковер — соединение страстей и мудрости у Лоренцо, герб которого — кольцо с диамантом украшает платье Паллады. Более широкое толкование победы мудрости над страстями человеческой души, связывающее картину с мыслями кружка Медичи, дают Гомбрих, Шастель, политическую аллегорию видят в ней Хорн, Велливер и другие 13. Представляется, что известная близость этой картины к «Венере и Марсу» предполагает возможность понимания картины как вообще победу мира над силами разрушения, тем более, что это обычное толкование аналогичной пары — Паллада и Нептун.

Боттичелли и раньше обращался к образу Паллады. В 1475 году он написал знамя с Афиной, где она была изображена со щитом, с головой Медузы и копьем в руках. Эта вещь не сохранилась, но современники говорили и писали о ней. Близкий образ был и в поэме Полициано. Шастель считает, что громкий резонанс этой работы был связан с тем, что любовь здесь впервые трактовалась в духе «фурор дивинус» («божественное вдохновение»). О том, что Боттичелли свободно интерпретировал фигуру Паллады, говорит и рисунок ковра графа Ти де Бодрей, сделанный по картону Боттичелли. Ковер исполнен с оглядкой на античную медаль, а аксессуары впоследствии были добавлены хозяином, ценившим свою ученость в области античной и средневековой культуры. Образ Афины-воительницы (интарсия в Урбинском дворце) также следует модели Боттичелли, недостает только амура. Считается, что это образ далекий от античности и скорее может рассматриваться как символ куртуазии. Нам представляется, что эти ренессансные работы прикладного характера не могут быть поставлены в один ряд с разбираемой картиной.
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.