Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 16

фигуры в композиции сочетается с ее «раскрытием» по центральной оси в замкнутом пейзаже. «Кулисы» исчезают, пейзаж приобретает необходимую цельность и даже известную «воздушность», Боттичелли отмечает изменение цвета неба от горизонта к зениту.

Герман Гесс выступает против рассмотрения Ренессанса как ступени к механистическому мировоззрению нового времени. В Ренессансе природа — целостное живое единство, а не средство, материал для утилитарных целей. Средневековое сознание противопоставляло себя природе, природные формы были «натуральными символами», свидетельствующими о «вечных истинах». Природа была «картиной высшего разума». «Также и в поэзии средних веков природа никак не являлась в своем единстве и непрерывности, как ландшафт, как живой организм... она являлась как место действия и обрамление социально-религиозного происшествия, в деталях... В Ренессансе природа — цель философа, а не подсобный материал» и.

Для Боттичелли природа также не подсобный материал. Она раскрывается в живых образах, поэтически взаимосвязанных, то есть в своей непрерывности. Внимание к деталям отнюдь не является свидетельством «возврата Боттичелли к средневековью». Набросав верную в общем характеристику, Гесс увидел у Боттичелли условные детали (орнамент волн) и не увидел всего богатства их образности, поэтической сложности и соотнесенности фигур и пейзажа. Между тем внимательный анализ картины помог бы ему избежать поспешных выводов о «медиевизации» образности у Боттичелли.

В «Рождении Венеры», например, Боттичелли пришел к той степени обобщенности и сложности в понимании образа человека и природы, которая, может быть, превосходит образы Высокого Возрождения.

Видимо, в те же годы, когда создавалось «Рождение Венеры», была написана «Паллада и кентавр» (1482; Флоренция, Уффици). Картина предназначалась для Джованни Пьерфранческо Медичи и находилась в той же самой вилле Кастелло, где и «Примавера» и «Рождение Венеры». Паллада, красивая девушка в белом платье, украшена оливковыми ветвями и венком. Она близка к образу девушки, несущей хворост на фреске «Исцеление прокаженного» в Ватикане. Одной рукой она держит голову кентавра за волосы, другой — большую алебарду. Но Паллада едва касается оружия, оно как бы вне движения фигуры и своими очертаниями вторит линиям камней скалы. Движения Паллады, ее длинные волосы, рифмующиеся со складками одежды, напоминают рисунок Боттичелли «Изобилие», правда, пропорции в картине ближе к античным. Возможно, это объясняется тем, что Боттичелли обращался к фигурам античного саркофага (Рим, Ватикан) и фигура кентавра внешне близка к изображению на античном рельефе. Неглубокое пространство картины дано рядом планов и ракурсом тела кентавра.
Этой трактовке пространства соответствует уравновешенность светотеневой и линейной характеристики объемов.
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.