Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 15

и раковины и далее деревьев с их вертикальными и горизонтальными направлениями, свободной арабеской и волнообразными ритмами складок волос и линий тел.

Драпировки в «Рождении Венеры» не имеют того многообразия значений, которое мы наблюдали в «Примавере». Они столь же поэтичны, сколь и скульптурно-пластичны, особенно у Зефиров. Их соотношения с телом естественны, и они вполне «тактильны», по любимому выражению Бернсона. Они призваны не столько выявлять особый тип фактурности пространства и тела, как в «Примавере», сколько создавать вместе с ним новое пластическое единство. Трансформация образа при этом не снимает, а подчеркивает естественную пластику тела и драпировки. Фигуры в «Рождении Венеры» более «телесны», чем в «Примавере». Боттичелли без помех любуется грацией тел и ритмом линий, не заботясь о «суетности» такой красоты. Мотив одетых фигур и обнаженной красавицы в какой-то мере предвосхищает «Сельский концерт» Джорджоне, а Венера Боттичелли является прототипом последующего общеевропейского «ню».

Мотив арки в расположении фигур картины сближает ее больше с типом «Коронации мадонны», чем с «Крещением». «Крещения» Боттичелли не писал (если не считать ученической работы у Верроккьо), а мадонну с ангелами — много раз, причем «централыюкупольная система» организации в «Рождении Венеры» ближе к распространенной структуре «ре-табло» в виде «темпиетто» — проблемной форме, выражающей новый пафос Ренессанса. Раковина — тот же балдахин, ведь «Верх и Низ» в сфере космической образности «архетипически»   сопряжены   и   перемещаются.

Лицо Венеры — типичное_лицо Боттичелли,— идеальный женский лик, который он запечатлел в различных картинах. Взгляд Венеры скользит мимо зрителя, в нем особая сосредоточенность и в то же время отрешенность, это особый, «боттичеллевский» взгляд. В отличие от «Примаверы» Боттичелли применил здесь в изображении голов чистый фас, профиль и три четверти, то есть в известной мере последовал совету Альберти. Этим, видимо, он хотел внести момент устойчивости в чрезвычайно неустойчи-~вую композицию.

Он ищет для каждой фигуры в «Рождении Венеры» свой тип красоты, свой язык рук, психологически убедительный и ритмически соотнесенный со складками одежд. Цвет и направление волос у Зефира сливаются с его крыльями. Формы обобщаются, и детали не мешают их общему символическому слиянию. Волосы подчинены ритмам и движениям более значимых форм. Особенно показательна линия волос, идущая вдоль тела Венеры («золото на золотом») и повторяющая его изгибы.

Как всегда, пейзаж у Боттичелли оригинален. Вместо обычных в то время «античных» пейзажей, различных узаконенных пейзажных схем, отражающих основные символы эпохи, и перспектив в нем заметны новые принципы построения. В «Рождении Венеры» выделение центральной
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.