Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 11

где еще можно условно разграничить более «возвышенный» и более «низменный» образ пространства-времени. Вечность в «Примавере» является в каждом мгновении, в «Рождении Венеры»_ время больше координировано с пространством. Боттичелли — ренессансный художник, он совмещает события, но ire пренебрегает и известной последовательностью повествования, он драматизирует сцену, в которой можно заметить единство времени и места. Образы картины своей поэтической содержательностью придают времени эмоциональную окраску, а движению фигур — определенный темп. Время «Рождения Венеры» скорее музыкально, чем наглядно-изобразительно. Оно не вызывает каких-либо необходимых «сдвигов» в форме, оно является не в нарушении пластического единства, а в утверждении его абсолютной ценности, в чистой текучести и диалектической взаимосвязанности различных форм.

В «Рождении Венеры» почти нет теней, а есть единая световая среда, в которой материализуются формы картины. В «Примавере» плотность и рельефность противопоставлены «духовности» свечения граций, в «Рождении Венеры» нет прозрачных драпировок, которые выражают самое веяние духовности. Световая среда эмоционально почти не заряжена, она услаждает зрение, как в «Раю» Данте (песня XXX), где красота дана для глаз, а не для переживаний. Световая пластичность и ясность «Рождения Венеры» в этом смысле сближает Боттичелли более с искусством Пьеро делла Франческа, чем с экспрессивными тенденциями некоторых работ того времени.

Несмотря на употребление золота (волосы, трава и прочее), картина не рассчитана на эффект звучания красок как драгоценных камней, символизирующих красоту иного мира, на византийский принцип цветового решения; она красива какой-то благородной матовостью красок. Цвет в «Рождении Венеры» не существует как самостоятельная, изолированная сила — это не блеск золота или самоизлучающихся красок. Золото и краски — не декоративный элемент «красоты», над которым подшучивал Ва-зари, говоря о фреске Пинтуриккьо. Боттичелли был передовым мастером своего времени, понимал специфику фрески и знал цену таким приемам. Употребление золота в картине, видимо, имеет более глубокий смысл. При определенном освещении краски картины гаснут и выступают золотые контуры образов, которые становятся как бы бесплотными, сотканньши лишь из световой субстанции. В сочетании с архитектоникой картины, ее «центральнокупольной» системой организации подобный прием золотых светящихся росчерков уподобляет произведение Боттичелли идеальному «храму света», который и нашел свое осуществление у Браманте (Церковь Санта-Мария делле Грацие в Милане, 1492).

Свет и цвет в картине — это уже изображенные реальности, связанные с определенной степенью освещенности, но несущие и образную функцию (например, цвет как знак природных стихий). Свет высвечивает и облег-
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.