Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 9

важности» времен Фидия. Боттичелли, следуя ренессансной традиции, изменяет античный тип в соответствии со своей задачей. Реплики «Рождения Венеры» в Турине и Лондоне, частные собрания, по-видимому, действительно доказывают, что фигура Венеры первое рождение получила от зарисовок статуй, пластика которых выигрывала от темного нейтрального фона. Но в то же время фигура Венеры в этих репликах сильно удлинена, и экспрессивный момент акцентирован. В картине фигура Венеры более классична, и подчеркнуты не контуры, а пластические объемы. Возможно, Боттичелли шел от более экспрессивных эскизов, которые не сохранились, к классической уравновешенности. Это тем более вероятно, что в рисунках, например «Изобилие» (1478; Лондон, Британский музей), выразительные элементы господствуют, и можно предположить, что фигура Венеры — плод долгой работы, а не результат мгновенного вдохновения.

В близких к Боттичелли античных образцах (античный саркофаг — Париж, Лувр и античная гемма — Берлин, Антиквариум) раковина орга-Ешзует все пространство за Венерой, богиня заключена в нее, как зародыш в яйце. Она подчинена той форме, в которой воплощается. Это как бы та материя, из которой она возникает. У Боттичелли субстанцией является не материя, а энергия, воплощенная в ритмах линий. Причем линии раковины в античной гемме, в отличие от саркофага, напоминают линии, по которым расположены ангелы за Беатриче в рисунке Боттичелли к XXVII песне «Рая» Данте.

В «Рождении Венеры» раковина не тождественна с пространством, хотя и определяет в известной мере его образ. Плащ Венеры образует форму раковины, вырез и складки которой соотнесены с морем и гранями раковины-подножия. Эту же форму, в мифологии являющуюся знаком любви, образуют и складки драпировок Зефиров 10.

Беднев «Примавере» пространство представлялось как ряд метаморфоз, формально различных и образующих неоднородную структуру, то в «Рождении Венеры» единый образ пространства выступает в разном материальном оформлении, образно не меняясь. Если в «Примавере» индивидуализированное пространство соотнесено с фигурой и ее движение определяет его форму, то в «Рождении Венеры» пространственный мотив выступает как единый аккомпанемент к самостоятельным мелодиям движений фигур. Помимо мифологически-структурной характеристики пространство имеет и воздушно-далевую координату. Хотя линейная перспектива почти отсутствует, ослабление тона к горизонту и цветовая характеристика неба, от голубого в зените к теплым тонам ближе к земле, придает пространству некоторую определенность и оживляет фигуру Венеры, которая теряет свою «скульптурность». Взаимно перемещающиеся пространственные планы «Примаверы» уступили место более определенным и устойчивым соотношениям фигуры и фона. Прозрачные ткани, сливавшие тело и пространство в единое   силовое поле, уступили   место   ясным,   телесно   осязаемым
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.