Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 8

с Красотой, и даже — ее источник. Красота у Боттичелли возникает и от дыхания Зефиров, от их чувственной любви (он всегда с подругой, как порождающее начало) и от капель крови неба (цветы), и от движения Оры (время), и от волн моря и так далее — весь мир принимает в ней участие, она — порождение всех сил жизни, синтез ее творчества.

У Боттичелли появляется свой индивидуальный синтез античности и готикиТ^ОгГ~в~известной мере обращается к опыту средневековья, так как античность не давала нужной эмоциональности, и это обращение характерно также и для поэтов, которые придавали античным образцам больше движения, как указывает Варбург. Упомянутый рисунок круга Боттичелли из музея Конде в Шантильи показывает, как последовательно мастер изменяет античный образец в соответствии со своими задачами. Рисунок лишь отдаленно напоминает фигуру Венеры, но все же можно предположить, что художник, уже имея определенный образ, видел его в формах античного саркофага и умел это единство реализовать в рисунке, что доказывает высокую степень умения использовать античность как рабочий материал, а не как образец. Причем художник меняет не только детали, но и самую концепцию движения фигуры. В античных скульптурах, которые соответствовали теме «Вепера-пюдика» и которые Боттичелли мог видеть, отсутствует как «пламевидное» движение волос, так и соотнесенность их масс и движения с телом, те рифмы и ритмы, которые рождаются на протяжении столь длительного касания линии тела и волос. Яншро видит в этом манерность исполнения, но эти нарочитые повторы — необходимый элемент образного языка Боттичелли, так как линия волос вторит не только телу, но и линии плаща, который держит Ора, и таким образом является как бы первичным элементом ритмической организованности картины. Линия изгиба тела Венеры восходит столько же к готической пламевидности и устремленности ввысь, благодаря несколько вытянутым пропорциям, сколько и к античному хиазму. В изображении обнаженного женского тела Боттичелли имел великих предшественников. Так, Мазаччо в «Изгнании из рая» в фигуре Евы использовал позу и формы «Венеры-пюдики». В то время (как видно и по самому изображению) еще не рисовали обнаженную натуру, и Мазаччо преображал творческой фантазией грациозную античную скульптуру в драматическую фигуру Евы. В том, что Мазаччо видел античные образцы, вряд ли можно сомневаться. Фигура Евы ближе к Венере из Капитолийского музея в Риме. Но еще до Мазаччо Никколо Пизано преобразил этот античный тип в фигуру Благоразумия. «Венера-пюдика» была распространена во многих репликах во Флоренции, часто встречалась во дворцах и, возможно, была в «античном собрании» Гиберти. Распространение этого типа в послепраксителевской Греции и Риме объясняют тем, что здесь женская прелесть изображалась во всей ее непосредственности, так как идея фигуры восходит к Афродите Книдской, входящей в воду, то есть   она   уже   лишена «мифологической
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.