Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 7

«блеску глаз», «прелестной позе», и нет торжественности сцены «коронования», которую увидел здесь Боттичелли. Его Зефиры и Ора — это ангелы в картине «Мадонна дель Магнификат». Как и всегда, у Боттичелли есть подтекст, и он связывает античную сцену с иконографией коронования мадонны.

Боттичеллевская сцена даже ближе к Гомеру, чем к Полициано. У Гомера есть «многозвучные волны», есть «дуновенье Зефира», которого пет у Полициапо, есть и сцена, если не «коронования», то «украшения»:


...туда по волнам многозвучным
В пене воздушной пригнало ее дуновенье Зефира
Влажною силой своей. И Оры в златых диадемах,
Радостно встретив богиню, нетленной одели
одеждой.
Украшают богиню — венец, серьги, ожерельем овили,
Какими и сами Оры в повязках златых украшают себя,
Отправляясь на хоровод...


Прохладный мрак «Примаверы», некоторая призрачность сцены, по сравнению с ясной освещенностью и «скульптурностью» «Рождения Венеры», наводят на сравнение с гомеровскими гимнами, в то время популярными, где элевсинские мистерии встают в контрастных описаниях выхода души на свет после мрака Аида и обретения ею сил жизни:


Чуть же наступит весна, и цветы благовонные густо Черную
землю покроют, тогда из могильного мрака Снова ты явишься
на свет, на диво бессмертным и смертным.


В трактовке Боттичелли нет той трансцендентности, которую приписывали этой сцене неоплатоники кружка Фичино, нет и жанровости и игривости Полициано, нет и материально-космической трагедии, как в античном мире 8. Ближе всего образ Боттичелли к поэзии Данте, где женщина является в божественном ореоле:


О женщина, чья красота согрета
Лучом любви, коль внешний вид не ложь,
Но сердца достоверная примета...

Ты кажешься мне юной Прозерпиной,
Когда расстаться близился черед
Церере — с ней, ей — с вешнею долиной...


Природное и божественное у Боттичелли очеловечивается, дуализм исчезает, и появляется гармония. Земля и Оры (здесь они сокращены в одну — обычный прием того времени) приготовили для богини пурпурный алащ. Но не потому, что «божественная красота» не должна быть видимой в смертном мире, как трактуют некоторые авторы. Это опровергается тем, что и фигура Истины в «Клевете» изображена во всей наготе, а она идентична
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.