Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 15

обозначающим скинию, собрались для испытания восставшие и Моисей, с кадильницами и курениями, когда открылась воля бога к уничтожению всех восставших. Боттичелли мог бы в соответствии с текстом изобразить момент моления Моисея и Аарона за осужденных и выявить тему милосердия и любви их к своему народу, но, видимо, программа требовала отчетливости в изображении наказания, хотя в самом Ветхом завете дело изложено довольно загадочно и может быть различно истолковано.

Столкновение Моисея и восставших происходит на фоне арки Константина — символа закона. Моисей, близкий по образу к боттичеллевско-му Августину, поднимает жезл, и невидимая сила поражает восставших. Их судьба рассказана далее в левой части картины, на фоне предполагаемой синагоги — они проваливаются под землю вместе со своими семьями, над ними торжествующие сыны Аарона — Элдад и Медад. Направо группа восставших сынов Левииных, которые требовали равенства с Аароном и Моисеем,— все они были люди именитые и «начальники общества». У Боттичелли они держат камни, видимо, вообще в соответствии с принятым у израильтян наказанием побиванием камнями. Моисей пытается их уговорить, но они обвиняют его в неудаче исхода. Эта группа, наверное, соответствует тем двумстам пятидесяти восставшим, которые одновременно с уничтожением Корея, Дафана и Авирона были пожраны огнем, исшедшим от бога. Они расположены на фоне античных руин, в которых узнают Септициониум Севера, ныне разрушенный.

Пейзаж, придававший сценам других фресок характер естественности, уступил место огороженной сценической площадке. Лишь вдали одинокое деревце затерялось среди колонн. В фреске нет плавных ритмов, которые сочетались бы с молниевидными и резкими движениями, как в предыдущих фресках. Она однообразно напряжена, движения фигур неистовы, злобны, как в рисунках к «Аду» Данте. Связь римских фресок с рисунками к Данте отмечалась Аргаыом в характеристике образа. Эта манера встречается здесь у Боттичелли впервые. Он сочетает живые непосредственные наблюдения, придающие жизненную убедительность образу, с аллегориями, указывающими на определенную доктрину, с поиском выразительной линии и ее ритмической характеристикой, с поиском мелодии то спокойной, то драматической, с рифмовкой и чередованием групп, с изысканными притушенными гармониями красок, обозначающими и нространственно^смысловые планы. При этом пространство наряду со смысловыми акцентами имеет и привлекательность естественных пейзажей. Видимые обычно издали, они манят в глубь картины светом у горизонта, широтою моря или силуэтом красивых рощ. Себастьяно Серлио в «Пяти книгах об архитектуре» пишет о том, что если художник декорирует комнату, то он должен создать иллюзию открытости с помощью архитектуры и сделать через нее видимыми небо или пейзаж. Это идея трансформации реального пространства в иллюзорное, но Боттичелли сле-
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.