Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 11

архитектуры, как бы подготавливает зрителя к поворотам по углам» 6. Элементы конструктивного оформления недостаточны, но они не являются случайными. Боттичелли тоже не был в области фрески чисто декоративным художником (вспомним «Св. Августина» с его принципом решения стены).

Нельзя сказать, что и в ватиканских росписях не возникало особого вопроса о соотношении пространства реального и изображенного, об интерпретации, трансформации интерьера. В отличие от работ Джотто, Гоццоли, Кастаньо, Пинтуриккьо, Перуджино и Мантеньи, которые делали нижний пояс в своих росписях своеобразным цоколем, подражая инкрустации, либо обшитому дереву, то есть следовали обычной архитектонике, в Сикстинской капелле первый ряд дан как «мнимое пространство» за занавесями. Он как бы расширяет нижний уровень пространства капеллы, рассчитанный на зрителя. Второй ярус с преобладанием пейзажа, с единым движением и ритмом фигур (что не почувствовал только Перуджино) вносит элемент динамики и противопоставляется первому и третьему поясам росписей, где папы, изображенные в нишах «под скульптуру», своей тяжестью давят на «пустоту» первого ряда. Микеланджело развил эту «обратную тектонику» распределения тяжести от огромной массы потолка к «безопорным» касаниям земли. Этот эффект близок к современным вантовым констр
укциям с висячими стенами, с их пафосом «египетской пирамиды, поставленной на острие».

Боттичелли как бы предвосхитил принципы построения пространства у маньеристов, с их любовью к тяжелому верху и легкому основанию.

В замысле ансамбля Сикстинской капеллы Боттичелли объединил принципы «панно» Джотто с «абстрактным небом», подвижную массу стены («Св. Августин»), «мнимое пространство» (изображенные занавеси) и скульптурно-архитектурное начало по типу Кастаиьо (вилла Пандольфи-ни). То есть были использованы основные достижения времени, введенные в структуру росписи, интерпретирующей пространство совершенно новым образом. Он отказался от принципов своего учителя Филигшо Липпи строить панно как театральную сцену, отказался от «выступления за раму», но откликнулся на принцип постепенного перехода от реального пространства к изобразительному, с обрамлением прямостоящими фигурами краев композиции и нарастанием движения к центру.

Проблема временного согласования ансамбля была решена не только в горизонтально-сюжетном оформлении параллельных сцен, но и в структурно-вертикальном его развитии. Первый ряд с занавесями — нулевое время, точка отсчета. Второй ряд со сценами — время в его становлении, в динамике ритма. Третий ряд с папами, превращенными в скульптуру,— временной аспект вечности (фигуры святых на внешних створках превращались в скульптуры, чтобы перевести их в неизменную и тождественную себе вечность) 8. Другие уровни времени ввел в ансамбль Мике-
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.