Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 10

тянулись в три ряда вдоль стен. Над сюжетными фресками (посвященными с северной стороны жизни Моисея и с южной — Христа) в простенках между окнами были написаны фигуры пап, нижний пояс был расписан «под занавес». Три продольные ряда фресок разделены пилястрами (написанными гризайлью с орнаментом под только что открытые «гротески дома Нерона»). В верхнем ряду пилястры были настоящими архитектурными элементами, что в какой-то мере подсказывало более скульптурную трактовку фигур пап. Торцовые стены продолжали членения продольных, на алтарной стене было «Вознесение мадонны» и два фресковых панно работы Перуджино, уступивших затем место «Страшному суду» Мике-ланджело, так что весь интерьер был затянут тремя сплошными фресковыми поясами. Потолок был расписан по синему золотыми звездами Раф-фаэлипо дель Гарбо и Пьер Маттео д'Амелия. Могло показаться, что художники следовали во всем примеру джоттовской падуанской капеллы, тем более что и интерьеры в архитектурном отношении близки. Но это далеко не так.

Согласно Вазари, папа распорядился поставить Боттичелли во главе работы, и он «приобрел известность и славу величайшую». Но общность ансамбля определялась, видимо, не только одним руководством Боттичелли. Поиски стиля 70-х годов и фламандские влияния, особенно в области пейзажа, привели к некоторому единству манеры, которой объединены фрески, несмотря на различные индивидуальности мастеров. С другой стороны, наверное, и сами художники сознавали эту общую задачу и чувствовали единство традиции в чужом городе. Общими чертами фресок являются развитие пейзажа, высокий горизонт, распластывающий изображение, координированность точек зрения (Гирландайо вводил иногда несколько несогласованных точек зрения), стремление к силуэтности фигур и к ясным контурам. Движение, как выражение внутреннего мира персонажей, подчеркнуто динамикой и ритмикой складок.

Хотелось бы определить стиль ватиканских росписей словом «ковровый», сближающий Гоццоли (в его росписях палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции), Пинтуриккьо и Боттичелли («трезвый» Гирландайо следовал ансамблю, как и «сладостный» Перуджино)< Ковровость, казалось, подтверждается и тем, что современники говорили о росписях после упоминания об украшениях пола.

Слово «ковровый» особенно подходит к росписям Гоццоли в палаццо Медичи-Риккарди. Но они иногда тоже не только следуют своей орнаментальной логике. М. В. Алпатов отмечает, что «стройные, как мачты, деревья вносят конструктивный элемент в композицию фресок, подчеркивают плоскость и ритмически разбивают стены. С архитектурой связывает их и то, что средняя часть каждой стены украшена профильной фигурой коня, подчеркивающей плоскость, тогда как ее угловые части обычно заняты изображениями коней в ракурсе. Это усиливает   узловые   точки
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.