Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 8

товке плоскости и двойственности образа в его предметно-реальном и изобразительном аспектах. Так, у Бальдовинетти в фреске «Благовещение» (1467—1473; Флоренция, капелла кардинала Португальского) рама, инкрустация, кувшин имеют одновременно предметное и изобразительное значение. Пейзаж появляется сразу же за линией геометрических членений, продолжающих инкрустацию нижней части стены, без архитектурно-сюжетной оправданности такого видения, что легко было бы сделать. Бальдовинетти, видимо, не задавался здесь иными целями, кроме создания продолжения облицовки стены, введя фигуры архангела и мадонны.

Боттичелли подчеркивает чисто изобразительный аспект своей фрески. Это заметно даже в отличии орнамента архитектурного обрамления и изображаемого пространства. Свободному растительному орнаменту пилястра противостоит строго геометрический орнамент пола в комнате Марии и в пространственном построении «земли» в левой части фрески с ангелом. Во фреске Боттичелли основные направления линий, строящих пространство, в правой и левой частях продолжают друг друга, и два совершенно разных пространства сближаются ритмически.

Ангел медленно и плавно опускается на землю. За ним в просвете окна виднеются волнообразные силуэты холмов и стройные силуэты кипарисов. Их ритмы перекликаются с движениями фигур. Ангел, скрестив на груди руки, наклоном головы приветствует опустившуюся на колени мадонну. Их взгляды не встречаются, каждый погружен в свой внутренний мир и сохраняет в сердце открытую им обоим тайну. Это не диалог, а таинственное молчание, полное сдержанности и сосредоточенности, это язык склонений и вечно певучих ритмов. Форма развевающихся складок хитона у ног ангела напоминает очертания форм лилии и перьев его крыльев. Хитон ангела белого цвета, мантия золотистая с голубоватым воротником. В правой части фрески преобладают голубой цвет плаща Марии и коричневатые тона хитона и подножия. Теплые тона мягко перетекают в холодные слева направо.

В композиции нет обычных пролетов и арок, сквозь которые рисуются многочисленные пространственные планы, громоздящиеся один на другой, как у Пинтуриккьо или Пьеро ди Козимо. У Боттичелли сами фигуры образуют подобие арки и объединяются единой плавной линией, исключающей какую-либо вычурность, которая иногда встречается в более поздних «Благовещениях», вышедших из мастерской Боттичелли. Лирическая взволнованность выражается в ясных и уравновешенных формах, в серьезности и внимании ко всем элементам искусства, в строгой дисциплине и точности технического выполнения — это «здоровый реализм», по выражению Мениля. «Благовещение» и «Св. Августин» знаменуют полный расцвет творческих сил Боттичелли.

Воспользовавшись коротким перемирием с Флоренцией, папа Сикст IV поспешил пригласить в Ватикан флорентийцев Боттичелли, Гирландайо,
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.