Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 7

так называемую армиллярную сферу (знак космоса, который у Боттичелли кажется очень небольшим в сравнении с ученым). Августин предвосхищает микеланджеловского бога, посредством воли творящего земной мир. Материальным воплощением силы являются золотые линии света, пронизывающие сферу и принадлежащие другому уровню художественной реальности. Сила творческой мысли, выраженная мощной лепкой лица, движением фигуры с энергичным потоком складок, движением рук, предваряет «Моисея» Микеланджело.

Интересно сравнить фреску с изображением Августина в поздней картине «Преображение» Боттичелли (Рим, собрание Паллавичнни), где фигура старца втиснута в келью и высокое пространство как бы придавливает ее, беспомощную перед чудом преображения. Руки благоговейно скрещены на груди, нет «научных сфер», только несколько богослужебных книг, и отсутствие бытовизма знаменует религиозный экстаз. Мениль правильно замечает по поводу фрески «Св. Августина»: «Величие стиля... уже запечатлено в этом произведении, где Боттичелли целиком превзошел своих учителей и добился того синтеза, в котором дух находит наиболее совершенное воплощение» 5. Правда, это единственная у Боттичелли работа, в которой героический реализм нашел такое полное воплощение. Если бы Боттичелли продолжал писать в этом роде, он стал бы художником типа Мазаччо и Микеланджело. Но в истории итальянского искусства не было единой непрерывной традиции героического реализма, были неповторимые индивидуальности художников и богатство пластических решений, стремление к многообразию реалистических форм.

В это же время Боттичелли создает другой шедевр, полный спокойствия и лирической мягкости, это «Благовещение», сравнительно недавно ставшее известным исследователям. Оно было написано в апреле 1481 года в лоджии перед церковью Сан-Мартина на углу двух улиц. Предполагают, что часть этой фрески была недоступна взгляду флорентийцев того времени из-за загораживающей ее консоли трибуны. Стена лоджии, на которой была написана фреска, располагалась перпендикулярно к фасаду церкви, и посетитель, прежде чем войти в нее, мог видеть фреску Боттичелли. Фреска не иллюзорна, хотя Боттичелли взял довольно высокую точку зрения. Она рассчитана на постепенно подходящего зрителя, на удаленную дистанцию (то есть на лучшую точку охвата предмета глазом — угол зрения 30°). Отреставрированная в мастерских Уффици, фреска предстает • в изначальной ясности и тонкости красочных гармоний, предвосхищавших колорит фресок Лемми.

Действие рисуется на спокойном фоне, переливающемся перламутровыми оттенками серебристых и голубоватых тонов. Как и в вилле Лемми, Боттичелли заставляет звучать широкие плоскости интервалов. В этой фреске особенно ярко видно отличие Боттичелли от живописцев предыдущего поколения, у которых преобладали тенденции к декоративной трак-
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.