Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 4

элементы архитектуры в свои фрески. Много различных способов трактовки образа могли быть использованы в «Св. Августине» Боттичелли, но, пожалуй, больше других мог соблазнить его — помимо «натюрмортного» — принцип Синьорелли (в сакристии церкви Сан-Джованни в Лорето), с его диагональным построением, выражающим динамику неограниченного пространства, и силой драматической выразительности фигур; при этом реальное архитектурное пространство становится мнимым, и вся эмоциональная нагрузка, как и «реальность», оставляется миру живописи. Боттичелли не захотел идти ни по одному из указанных путей, привлекавших ква-трочентиста-монументалиста.

Проблемы пространства в разбираемой фреске получают своеобразное решение. Единая точка схода, часто употребляемая в XV веке, усиливает замкнутость и центричность композиции. Фреска понимается как единый «мир в себе», независимый от окружающей реальности. Обычно художники поднимали горизонт довольно высоко, для того чтобы развернуть панораму, или опускали очень низко (как Мазаччо в «Троице»). Изображение было рассчитано на неподвижно стоящего недалеко от фрески зрителя и часто не учитывало реального положения фрески в интерьере. Гирландайо в Санта-Тринита во Флоренции в верхних панно сделал точку зрения обычной, и потому, чтобы хорошо разглядеть фреску, зрителю следовало бы высоко подняться вверх. Расчет на дистанцию, с которой зритель видит фреску, и согласование точек схода были теоретически сформулированы Леонардо. Боттичелли решил эту задачу практически. Он рисует потолок кабинета Августина в резком ракурсе, так, как его видел бы зритель, если бы он был построен реально. Но во фреске не все благополучно с точки зрения требований Леонардо. Сокращение линий стен столь сильно, что не должно было быть видно плоскости стола, а она видна, значит, есть две отдельные перспективы, но согласованные между собой. Конечно, при столь неглубоком пространстве нельзя предъявить обвинения, которые Вазари сделал Пинтуриккьо (относительно росписи зала Борджа в Ватикане), что у пего все распадается, и отдаленные предметы кажутся ближе, а близкие дальше. В этом случае пространство «умозрительно», и изображение человека не подчинено перспективным закономерностям. Боттичелли понимал, что, подчиняя человека перспективе, художник приводит его к утрате центрального и господствующего положения в мироздании. Поэтому Боттичелли творчески подходит к использованию законов перспективы. Августин изображен как бы перед нарисованным пространством, а не в нем (что характерно и для Пьеро делла Франческа). Но этот эффект достигается не вынесением части фигуры за обрамление, как у Кастаньо или Филиппо Липпи, а скорее удачно использованной «героической» масштабностью и резким пересечением линий разных пространственных планов (например, пересечения контура фигуры Августина и архитектуры как бы выносят его вперед).
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.