Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 3

изменил традиционный тип изображения мудреца и раскрыл в нем самые тонкие стороны творческого труда, что сближает Августина с фресками Рафаэля и Микеланджело. Этого не хватало Синьорелли в росписях Орвие-то и тем более известной галерее знаменитых людей в «студиоло» Феде-риго да Монтефельтро.

В «Св. Августине» не толвко интарсия, но и техника «терра верде» с ее возможностью имитировать в цвете скульптуру не привлекла Боттичелли. Он и позже не писал «поля голубыми, города красными, а здания разными красками, которые ему приглянулись» (Вазари), как Паоло Уччелло, или в одном цвете гризайлью, как иногда это делал Мантенья. Боттичелли тоже изобретал новые краски и интересовался проблемами «мозаичного цвета», но применительно к декоративным работам, а не к фреске. В фресках он оставался верным материалу и использовал его возможности.

В «Св. Августине» Боттичелли имеются некоторые элементы символики цвета. Красное, серое, зеленое и голубое — основные цвета фрески, по Альберти,— цвета стихий: огня, земли, воздуха, воды. Но эти краски даны не в своей абстрактной значимости, а подчинены изобразительной системе и видимы зрителю как реальные цвета изображенных предметов. Точно так же «художественная геометрия» этой фрески, которой подчинены предметы, приближенные к правильным фигурам квадрата, круга, треугольника и другим, и «золото» пропорций вводят высшую гармонию в предметы, придают им закономерность, но не деформируют их естественной формы.

Замкнутость, центричность решения, полуциркульное куполообразное завершение композиции «Св. Августина» связаны с мыслью создать некое архитектурное целое — в идеале центрический храм, воплощающий архитектурный строй вселенной. Архитектурное обрамление фрески Боттичелли — арка на коринфских пилястрах, близко к идеям Мазаччо — Бру-неллески, у которых ордер не выделен как несущий элемент конструкции, но не играет также и чисто декоративной роли, как у Альберти. Арка у Боттичелли скрывает несущую роль ордера и воспринимается больше как проем в самой стене, поэтому архитектурно этот мотив не противопоставлен стене, а сливается с ней. Вообще «ордер в стене», взятый Боттичелли в «Св. Августине», столь обычен в Возрождении, что, например, Мантенья не сомневался, когда к объемной и реально выступающей базе колонны иллюзорно пририсовал ее ствол (Ватикан, зал Маппамондо). Этот прием связан и со смешением уровней иллюзорного в раннем Возрождении (например, в «Тайной вечере» Андреа дель Кастаньо). Боттичелли только один раз поддался этой тенденции в раннем портрете молодого человека с медалью, где реальная бронзовая медаль вделана в доску и заменяет свое живописное изображение.

В «Св. Августине» Боттичелли не использует этой «двойной» образности, что часто делали Гирландайо, Мантенья и другие,   вводя   реальные
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.